Сегодня вечером поступила заявка из Московского района, с Московского шоссе (из дома, расположенного в непосредственной близости к НИИ Крылова). Кто хорошо знает Московский район Санкт-Петербурга, тот подтвердит — это место примечательно тем, что там сохранился квартал двухэтажных сталинских домов коттеджного типа, о которых везде принято говорить, что их строили пленные немцы, хотя это не всегда так.
Во-первых, далеко не везде их строили пленные.
Во-вторых, далеко не везде их строили немцы. Например, вот даже если говорить о пленных, то в плен к нам попадали не только немцы, там кроме немцев было полно всяких разных других, там финнов, испанцев, французы и евреи даже были… В Сибири и на Дальнем Востоке аналогичные дома строили японцы, если уж речь идёт о пленных.
Но не суть, дома спокойные и тихие, довольно приятные на мой взгляд. Соседи друг друга знают потому, что когда в доме около десятка квартир (в некоторых модификациях меньше или больше но порядок такой — около 10), тут хочешь не хочешь, будешь соседей знать. Это не современные «муравейники», это даже не брежневские и тем более не современные «муравейники», которыми активно застраиваются Шушары, Мурино, Парнас… Да и уплотнительная застройка ведётся во многих районах Санкт-Петербурга…
Женщина звонит и говорит: «Вот у меня там что-то случилось с автоматом, я автомат пытаюсь взвести, а автомат не включается. Можно ли вызвать электрика? И сколько будет стоить?»
Вызвать электрика, конечно, можно — на то мы и частная аварийная служба. Сколько будет стоить стали объяснять. Понравилось не очень, и дело тут даже не в том, что цена по абсолютному значению не устроила, а дело в том, что заказчица стала сомневаться можно ли расплатиться одним набирающим популярность способом, но способ этот популярен далеко не у всех частных служб и частных электриков, диспетчер попытался ответь, что в принципе можно, но проблемы у нас (к такому повороту событий)…
Внезапно телефон «перехватил» таинственный незнакомец — какой-то мужчина, и давай задавать те же самые вопросы, что женщина задала. Диспетчер вторично всё терпеливо объяснил, и подчеркнул, что цену меньше сделать сложно, потому что есть объективная реальность, есть волшебное слово «диагностика», и если Вы провели её самостоятельно, то не факт, что Вы её провели верно, даже если Вы разбирайтесь в электрике, но вызывайте нашего специалиста, то нам специалист решает, что нужно делать, и чтобы решить правильно, ему стоит понять, что делать поэтому, при всём уважении к мнению звонящих, мы всё проверяем сами, ну и объяснили ещё раз ему про ценообразование.
Он, послушав убедительные доводы о необходимости диагностики и по поводу технологических нюансов, по поводу того, что могло там случиться в принципе согласился, ну и передал трубку обратно женщине, что характерно и что смешно, что женщина, судя по паре реплик, которыми она с ним обменялась в процессе передачи трубки, создала впечатление, что она с ним вообще незнакома. Возможно, эта женщина недавно въехала в этот дом, возможно этот молодой человек недавно въехал, но по каким-то причинам они мало знакомы, судя по всему это был её сосед, и несмотря на то, что в предисловии здесь было сказано, что все тут друг друга знают, ну вот как-то так, ну забегаю вперёд, скажу, что данный молодой человек, этой женщине немножко навредил, сам того не желая.
Самостоятельная диагностика и попытки настаивать на её результатах вообще очень часто в нашем деле ведут к различным казусам и конфликтам. Если мастер опытный и предпочитаем всё проверить самостоятельно, то это хорошо, но далеко не все мастера опытные, далеко не все (я не про нашу сейчас службу говорю, я говорю в общем) мастера имеют твёрдое профессиональное понимание того, что они делают, и когда они начинают идти на поводу у заказчика, иногда просто и диагностика заходит в тупик и работа ведётся не правильно — процент брака и нерациональных технических решений возрастает, мы ж не зря всё это говорим потому, что периодически нас вызывают решать какие-то вопросы, после того, когда другой мастер не справился… И да, можно ли после этого называть его «мастером», это уже другой вопрос и конечно не всегда мы об этом говорим вслух, не всегда мы эту тему поднимаем, не всегда мы её так сказать «обсасываем», но понятно, что становиться по контексту ситуация понятна, что по ложному пути, его повели сами заказчики и сами конечно были за это наказаны – бесполезно потраченное время.
Так вот, и здесь получилось следующая ситуация — авария-то по сути смешная, потому что к замыканию привела сгоревшая лампа накаливания. Редко, но бывает, что для того, чтобы замыкание прекратилось, лампу эту надо выкрутить. Собственно, здесь это и было сделано. Правда, автомат тоже попал под подозрение, чисто по механической причине, т. е. у него движение рычажка такое как бы сказать, расхлябанное, с лишней амплитудой было. Чтобы не нарушать общую структуру электрощита, мастер переключил провода на резервный автомат. В принципе, это стоило бы чуть больше минималки, но поскольку диспетчер уже озвучил прогнозируемую сумму, и заказчица предварительно на неё согласилась, отступать от неё с точки зрения бизнеса (мы тут часто говорим, что ничего личного, просто бизнес) было нецелесообразно. Работа проведена, результат получен, женщина согласилась заплатить.
Нюансы прейскуранта в деятельности любой выездной службы достаточно условны. Прейскурант — это хорошо, но это лишь отправная точка для переговоров. Реальные договорённости о цене всё равно достигаются в процессе общения мастера и заказчика на месте. Для «очистки совести» сделали малюсенькую скидочку от того, что озвучил диспетчер. Дали результат, получили свои денежки и поехали заниматься другими делами.
В данном случае, за счёт неправильно проведённой самодиагностики, женщина потеряла половину условного тугрика. Не критично, конечно, и особой морали у этой истории нет — просто случай из жизни. Хотя мораль, конечно, есть всегда. Если уж её выводить, то можно сказать, что нечего прогибаться под самостоятельную диагностику, даже если заказчик на этом настаивает. На объекте, скорее всего будет не так (или что-нибудь, да будет не так).
И второй момент, тоже ничего личного — доходы бизнесу нужны. Если люди дают деньги, не надо от них отказываться. Рвачами быть не надо, делать вид, что простая ситуация является очень сложной и за неё нужно заплатить максимум, не надо. Заказчик не полный дурак, и особенно у него ум включается, когда нужно денежки считать! Когда из пальцы высасывают проблему, заказчики не любят. В ситуации, когда заказчик сам готов заплатить чуть больше, чем обычно, берите и не парьтесь. Деньги потерять легко, а заработать – сложнее. Поэтому не мешайте сами себе зарабатывать!