Найти тему
Продавец света

Не берите лампочки с завода!

Известно, что определённый процент случаев в практике аварийного электрика составляют так называемые смешные аварии, когда достаточно включить вводный автомат (возможно, параллельно с этим придётся предпринять какие-то несложные ремонтно-диагностические действия), чтобы электроснабжение восстановилось в полном объёме. Больше ничего особенного делать не надо. По времени такие аварии укладывались бы в 5-7 минут, но чтобы заказчика не обижать (не делать из него дурака и не лицезреть дурацкие реакции), электрик, как правило, не спешит. Ходит по объекту с умным видом, проверяет состояние электрощита, выполняет фотофиксацию, и минут 10-15, а то и 20 в итоге набегает…

Случай, о котором пойдёт речь ниже, тоже является смешной аварией, но с некоторыми нюансами.

Ранним утром в диспетчерскую позвонил молодой мужчина и поведал о возникшей проблеме:

— Мы с товарищем включили свет, что-то замкнуло… После этого перестала работать вся квартира…

Наш электрик приехал относительно быстро — минут через 20 после поступления заявки. Домофон у заказчика не работал, о чём тот не забыл предупредить диспетчера — сказал, что консьержка нас пропустит. Нажав кнопку вызова консьержа, мастер услышал традиционный вопрос, заданный грубоватым женским голосом:

— Кто?

— Электрик!

— Чего вы сюда пришли? У нас свой электрик есть!

— Вызывали и пришёл!

Смешно и грустно! Аварийное обслуживание систем электроснабжения в многоквартирных домах, где созданы товарищества собственников жилья (ТСЖ) обычно организовано из рук вон плохо. Среднестатистическое товарищество не в состоянии тянуть расходы на содержание собственной аварийной службы, поэтому электрик как правило не дежурит в ТСЖ, а лишь иногда приходит — либо по расписанию, либо как бог на душу положит. Если бы наш заказчик пошёл по «официальному» пути, предначертанному руководством ТСЖ и отстаиваемому консьержкой, ему пришлось бы сидеть без света несколько часов, а может, и несколько дней…

Между прочим, мы предлагаем альтернативу этой неэффективной системе. К сожалению, пока внедрение наших предложений идёт слишком медленно и тормозом, как ни печально, выступают сами руководители ТСЖ, которые, фактически провалив свою работу, делают вид, что у них всё хорошо.

Даже в этой, казалось бы, проходной статье, мы даём мягкую рекламу своей аварийной службы. Имеем право, потому что приезжаем значительно быстрее штатных электриков ТСЖ!

Диагностика показала, что сработал автомат в этажном щите. Недавно в этом доме проводилась замена (реконструкция) магистральной электропроводки, и в этажных щитах были установлены новые автоматы… а мужики-то не знают (прямо как в той рекламе пива). На дверцах интересующего нас щита висел замок, однако возможность добраться до отключившегося автомата через щель оставалась.

Электрик включил автомат, и электроснабжение квартиры возобновилось. Однако в коридоре, где со слов заказчика произошло замыкание, оказавшееся поводом для вызова аварийного электрика, свет не появился.

Стали разбираться в чём дело. Выяснилось, что проверяя работоспособность осветительных приборов, заказчик перепутал выключатели — фактически он включал свет не в коридоре, а в санузле. Поскольку дверь туалета была плотно закрыта, создалось впечатление, что выключатель не реагирует на действия пользователя электроустановки. Этот эпизод можно было бы считать комичным, если бы он не являлся отражением распространённого социального дисбаланса — у одних есть «лишнее» жильё, а у других нет никакого. Первые сдают, вторые снимают. Видимо, наш заказчик недавно заселился в эту квартиру и ещё не успел разобраться с функциями всех выключателей.

Когда искомый выключатель был обнаружен, и его клавиша заняла положение «Включено», коридор озарился неярким светом. Однако его источником выступало бра, установленное на стене в дальней части помещения, а подвес, расположенный на потолке у входной двери, и не думал светиться. Внимательно осмотрев неработающий светильник, мастер заметил, что находящаяся в его патроне лампа накаливания перегорела (вероятно, именно из-за неё разгорелся сыр-бор) и предложил её заменить. Заказчик принёс другую лампочку, и электрик вкрутил её, особенно не рассматривая, после чего нажал клавишу выключателя…

Раздался хлопок, и весь свет в квартире погас.

Электрик уже знал, как подобраться ко вводному устройству через щель между корпусом и дверцами этажного щита, поэтому на этот раз взвёл рычажок автомата быстро. Теперь следовало выяснить причину повторного замыкания.

После двух «взрывов» ламп, случившихся подряд,  первая мысль, что лампы здесь ни причём, и придётся что-то делать со светильником — либо ремонтировать, либо выводить из эксплуатации. Второй вариант обычно предполагает монтаж временной точки освещения — патрона с лампочкой, подключаемого к стационарной проводке (не идеал эстета, зато светло). Однако выводить из эксплуатации этот подвес, стилизованный под четырёхсторонний уличный фонарь, было бы жаль. Он выглядел довольно красиво, несмотря на то, что был изготовлен в равнодушные брежневские времена.

К счастью, проблема оказалась в другом. Выяснилось, что обе лампочки (та, которую вкрутил наш электрик, и та, что была установлена в подвесе до аварии), были принесены с завода, где трудится заказчик. Согласно требованиям электробезопасности станки комплектуются 36-вольтными системами освещения рабочих мест и, соответственно, лампочками, рассчитанными на данное напряжение. При попытках применить подобные лампы в 220-вольтных системах происходит их моментальное перегорание — что-то вроде небольшого «взрыва», который по сути является коротким замыканием.

Не берите лампочки с завода! Но если уж взяли, убедитесь, что они не 36-вольтные!
Не берите лампочки с завода! Но если уж взяли, убедитесь, что они не 36-вольтные!

Мы не знакомы с руководством предприятия, где мужчина работает, и не знаем обстоятельств, при которых он взял эти лампочки. Может быть, ему их кто-то по доброте душевной подарил, может, они валялись в пыльном шкафу как неликвидные остатки или были украдены. Не зная всей ситуации, мы не имеем права читать мораль. Суть в другом — попытка сэкономить небольшую сумму (в районе нескольких десятков рублей), привела к потере двух условных тугриков, и эти два условных тугрика явно больше, чем «сэкономленный» полтинничек.

Не берите лампочки с завода! Но если уж взяли, убедитесь, что они пригодны для эксплуатации в осветительных приборах общего назначения (проще говоря — в обычных бытовых 220-вольтных светильниках). Иначе Вы можете попасть в схожую ситуацию, а оно Вам надо?

Нашим коллегам электрикам, да и вообще читателям статьи, кое-что понимающим в электричестве, описываемая ситуация может показаться смешной (а то и дважды смешной), но заказчику, наверное, всё-таки было не до смеха. Отдадим ему должное — парень с Ленинского проспекта вёл себя достойно: не ныл, не кочевряжился, не пытался доказывать, что «тут делать нефиг», а чётко расплатился (в качестве суммы к оплате фигурировала минималка).

С некоторых пор мы относимся к подобным ситуациям спокойно. Как говорится, ничего личного — просто бизнес. Вызывают по поводу короткого замыкания? Мы служба аварийная, при готовности заказчика принять условия оказания услуг должны реагировать. Заказов «меньше минимума» у нас нет, и не должно быть (разве что за редким исключением — когда мы сами заинтересованы в работе ради опыта и интересной фотофиксации, ради возможности создать уникальный рекламно-информационный и / или учебный материал).

Существует себестоимость заявки — те расходы, которые должна понести аварийная служба (или частный электрик, выполняющий аварийно-восстановительные работы), чтобы оказывать услугу на достойном уровне. Никакой бизнес — большой или маленький, смешной или серьёзный — не может работать себе в убыток, иначе это не бизнес! Иначе банкротство — вопрос ближайшего времени.

Ситуации, связанные с заработком на смешных и прочих электротехнических авариях, мы подробно разбираем в мастер-группе. Не раздумывайте, записывайтесь на обучение!