Несмотря на всеобщность культа Учителя в Поднебесной, где любая принадлежность к системе образования дает вам свою толику должного уважения, все равно, хоть и редко встречается и бытует мнение, что никого невозможно ничему научить, что Учитель – это всего лишь Добродетельный друг, который на самом то деле и не учит тебя, а всего лишь – помогает продвижению на твоем Пути, и так же встречаются те, кто направляют нас, и не дают сойти с него…
Встреча первая.
Иллюзия первая. Сейчас уже мало кто помнит тот удивительный и восторженный интерес к восточным боевым искусствам, что подобно цунами прокатился по постсоветскому пространству в конце 80-х и начале 90-х годов, увы, уже прошлого столетия… Много странного было тогда, много мифов было в сознании поклонников ушу, и один из наиболее сильных заключался в следующем: готовь себя, и настанет время, и твой учитель встретится тебе. Ну, это типа как если долго-долго сидеть у реки, и рано или поздно? труп твоего врага проплывет мимо.. Ха-ха! Мы с группой приятелей-мордобойцев не были столь наивны – чемодан, вокзал, Китай, - с твердой уверенностью, что уж там то под каждой плакучей ивой или на худой конец в полуразрушенной обители, в полузатянутых дымкой горах нас уже давно-давно ждут! Ибо тогда любому поклоннику ушу было ясно, что каждый второй китаец – мастер боевых искусств. Как минимум Брюс Ли или на крайняк – Джеки Чан!
На дворе был 1992 год, со всей его спецификой «благословенных 90-х» в «бандитском Петербурге», каждый из нас уже отслужил к тому времени срочку в армии, все так или иначе отдали часть детства спорту, и в дворовых конфликтах с молоком на устах взрастили готовность любой нарождающийся конфликт моментально переводить в дружеский мордобой. Ну, или – в не очень дружеский…Как говориться, драться мы - не умеем, но – очень-очень любим! Для многих сейчас такое поведение странно, но тогда, в те времена вполне было нормой прийти к чужой зал потренироваться, чтобы потом (по обоюдной договоренности) поспаринговаться как с занимающимися, так и с местным тренером.
И тут мы пребываем в Северную Столицу, был такой поезд Москва-Пекин, и вместо суровых бойцов, что видели мы во множественных боевиках, видим что? Видим мы толпы пожилых людей, заполонившие парки города, плавными пассами рук неторопливо разгоняющие утренний флер. Где эти крепкие но гибкие парни, где эти мудрые но в тоже время непобедимые старцы-наставники, где эти изящные красавицы, способные в тоже время жалить своими ударами не хуже матерой кобры? Где вся эта неудержимая экспрессия китайских боевых искусств, что мы видели в многочисленных кинобоевиках? Надо заметить, что в те времена, хоть и существовал с 1968 года где-то на просторах США проект Интернет, но никто тогда еще не ведал о прелестях гуглопоиска, YouTube и torrent’ах, не говоря уже о других, приятных современному обывателю ништяках. Найти что-то или кого-то – было непросто, но мы были уверены – наш Учитель нас сам найдет!
Мы с утра пораньше и до самой густой темноты болтались по паркам, храмам, по всяким разным местам, в ожидании Встречи. Но помог как всегда Его Величество Случай: нас цинично развел таксист, привезя поздней ночью вместо гостиницы в совсем неведомые нам места. И благополучно свалил. А мы – остались. Недоуменно озираясь, в попытке понять – а хде это мы?!! Вот благодаря этой малоприятной ситуации, единству Времени и Места, нас столкнуло с одним местным пенсионером, а по совместительству – знатным алкашом и прекрасным, душевным, жизнерадостным старичком-хохотуном. Собственно, он выходил из сяомайбушки с вечерней порцией эрготухи, быстро вник в ситуацию, приютил нас, накормил, и, конечно же, напоил! Два или три раза бегали в лавку…
Наш благодетель не был ушуистом, как не был «человеком культуры» или традиционным врачом, был он обычным трудягой, успел даже повоевать с японцами и вполне сносно говорил по нашему. Мы и зависли у него до конца поездки, днем гуляя по интересным местам, а вечером болтая за жизнь с ним и другими жителями его хутуна. И за этими беседами мы поняли, что большинство местных – обычные люди, с обычными житейскими заботами и ценностями. Они любят свой дом, своих родителей и детей, им в охотку выпить и поболтать за игрой в шашки, карты или мацзян, а хороший и сытный хавчик им гораздо важнее занятий ушу. И когда мы у них спрашивали, где же нам тогда найти себе Учителя, нам отвечали: «Хочешь поймать крупную рыбу? Иди туда, где она водится!»
Вот тогда-то мы и решили поехать в те края, что считались у нас своеобразной «Меккой ушу»: Шаолинь, Удан и Ченьцзягоу…