Лечение алкоголизма часто серьезно начинается тогда, когда больному раздаются первые «звонки с того света». Не так давно я писал об абстинентном синдроме, который назван «поворотным пунктом» в биографии каждого алкоголика. После чего у него остается самый важный в жизни выбор: продолжать пить дальше и умереть раньше времени бесславной смертью либо пролечиться и встать на путь трезвости.
Алкогольная ломка – не то чувство разбитости и недомогания, которое может случиться с любым перебравшим свою меру на празднике («хмурое утро»). Здесь человек осознанно желает опохмелиться и преображается после этого на глазах (был «серого» цвета, «трубы горели» – стал обычного вида, активным, даже веселым). Если человек довел себя до такой стадии, то, даже воздерживаясь от алкоголя годами и однажды «сорвавшись», он не начнет пить «по пять капель», а сразу же возобновит опохмеление и запои.
Алкоголизм, как и большинство болезней (гипертония, язвенная болезнь, сахарный диабет) – хроническое заболевание, с периодами обострений и затуханий. И не обязательно это связано с текущим приемом алкоголя. Например, кроме абстиненции выделяют псевдоабстиненцию, или «сухую ломку».
Это – когда воздерживающийся от спиртного человек из-за резких перепадов концентрации дофамина в крови начинает чувствовать острую как пожар тягу. Немало людей, которые не имеют представления о работе организма зависимого, пытаются потушить этот пожар спиртным и думают, что это – всего лишь разик, все дальше обойдется и будет хорошо. Увы, это – обман и самообман. Наш мозг кричит не «Дай мне выпить!», а «Лечите меня!». И если человек «лечит» себя при этом выпивкой, то все усилия по обретению трезвости идут насмарку, начинается новый запой…
Термина «острый алкоголизм» не существует. И даже если Вам удалось одержать, казалось, победу над «зеленым змием» — не обольщайтесь сильно – не зря бытует поговорка о том, что «бывших алкоголиков, как и бывших китайцев, не бывает». Впереди у Вас – месяцы и годы нелегкой работы, но успех и стойкое воздержание длиною в жизнь вполне возможны.
Да, говорят, что алкоголизм по сути неизлечим, как и большинство известных нам заболеваний (бронхиальная астма, язвенная болезнь, остеохондроз и прочее). Но достичь трезвости, пожизненной стабилизации состояния при правильном лечении возможно. То есть, как говорят опытные врачи – «алкоголизм неизлечим и излечим одновременно». Просто его стараются не лечить сильно. Так, капельницы да подшивки. Дальше идет то, что в алкоклиниках называют «политикой вращающихся дверей»: срыв – запой — алкоклиника. И так – до бесконечности. Это все равно, что «закодировать» больного сифилисом от половых отношений и думать, что сифилис пройдет сам.
Как узнать, что человек заканчивает свой «медовый месяц» с пьянством и попадает под иго алкоголизма? Расскажу о нескольких простых способах. На формирование зависимости у страдавшего пьянством могут указывать некоторые малозаметные, но очень важные признаки:
— переход со слабоалкогольных напитков на крепкие,
— употребление напитков низкого качества вплоть до дешевых портвейнов и суррогатов,
— учащение выпадений событий опьянения из памяти,
— отсутствие аппетита и рвота по утрам,
— прогулы, опоздания на работу и невозможность правильно ее организовать,
— учащение травм и несчастных случаев вплоть до самопорезов при бритье,
— избыточное использование парфюмерно-косметических средств (духи, жевательная резинка).
Во всех жизненных проявлениях алкоголик становится ненадежным и непредсказуемым. Даже в трезвом состоянии он в лучшем случае напоминает подростка.
Очень информативно поведение такого человека за столом: «разогрев» себя перед предполагаемой вечеринкой (приходить в гости уже «тепленьким»), «симптом первой рюмки» – человек выпивает, не дожидаясь первого тоста, «симптом опережения круга» – пьет чаще остальных. В разговоре на алкогольные темы («какое пиво вкуснее») он эмоционально оживляется, появляется обильная жестикуляция, глаза начинают блестеть, на лице появляется непроизвольная улыбка, сглатывается слюна.
Самое главное и страшное – это постоянная тяга к спиртному и отсутствие критики с отрицанием факта болезненной зависимости и преуменьшением тяжести проблемы. Именно из-за этих проявлений алкоголизм так сложен для лечения. Обычно алкоголик, не задумываясь, говорит о том, что он в состоянии бросить знакомство с «зеленым змием» в любой момент, но почему-то находятся тысячи оправданий для откладывания этого самого момента. А обращение к наркологам в нашей стране, увы, опирается на принцип добровольности…