В логистической среде продолжаются разговоры о неэффективности нового автоматизированного склада компании «Москва Карго». Давайте вкратце вспомним обстоятельства его появления на свет
Кто собственник?
Изначально компанией напрямую владел кипрский оффшор «TPS Avia». Сейчас - аэропорт Шереметьево (в собственниках которого все тот же «TPS Avia»).
Конечные бенефициары оффшора - бизнесмены А. Ротенберг, А. Пономаренко, А. Скоробогатько.
Кто строил новый склад?
В создании терминала приняла непосредственное участие немецкая компания «Lödige Systems GmbH».
Чьи средства пошли на строительство?
Формально склад построен на средства частных инвесторов «TPS Avia».
Однако фактически строительство склада на «согласованных параметрах эффективности» - одно из условий акционерного соглашения между государством и оффшором, по которому государство расплатилось акциями аэропорта Шереметьево. То есть, де-факто, склад построен за государственные средства в виде принадлежащих Российской Федерации акций.
Что обещали?
Полную автоматизацию, современные технологии обработки грузов, высокий уровень качества, отсутствие негативного влияния человеческого фактора.
Последствия начала работы нового склада?
За короткое время работы нового терминала (4 сентября 2017 года новый терминал принял первые грузы):
- Задокументированные убытки авиакомпании «Аэрофлот»
- Неоднократное введение запретов на перевозку груза по причине неспособности склада обрабатывать грузопоток
- Снижение объема грузоперевозок
- Случаи утери, порчи, похищения грузов
- Затруднения для бизнеса, напрямую зависимого от оперативности поставок грузов
- Наличие угроз для безопасности из-за творящегося хаоса
- Ограничение конкуренции административными методами из-за неспособности нового терминала сохранять конкурентоспособность в равных с остальными участниками рынка условиях
К каким убыткам привела работа нового склада?
Подсчитать точную сумму невозможно. Убытки складываются из следующих факторов:
- Убытки государства, оплатившего акциями строительство неработоспособного терминала
- Убытки «Аэрофлота» - как задокументированные (за эмбарго в феврале 2018г.), так и те, о которых нет информации (эмбарго в конце 2017 года, имиджевый ущерб, средне- и дальнесрочные потери из-за перехода грузопотока на другие авиакомпании)
- Убытки «Шереметьево», в частности - из-за необходимости выделять дополнительные силы и средства на ликвидацию неоднократных сбойных ситуаций
- Убытки клиентов - недополученная выгода из-за эмбарго, простой инфраструктуры из-за недоставленных грузов, необходимость выделения дополнительных средств и сил на поиск альтернативных маршрутов, отдельная строка ущерба - репутационные потери компаний, занимающихся доставкой, перед конечными клиентами.
Как собственник предполагает исправлять ситуацию?
Строительством еще одного склада. Который, по всей видимости, также будет оплачен (или уже оплачен в соответствии с акционерным соглашением, текст которого засекречен) акциями.
Экспертное сообщество считает, что ошибки, не позволяющие нормально работать новому терминалу, заложены на стадии технического задания, то есть его модернизация невозможна без инвестирования средств, размер которых приближается к затратам на строительство нового склада.
Есть ли реакция властей?
Федеральная Антимонопольная служба проводит проверку законности соглашения «Аэрофлота» и «Москва Карго».
По сообщениям пострадавших, полиция проводит расследования случаев хищения грузов на терминале.
Информации о пересмотре государством распределения акций аэропорта «Шереметьево» в связи с не достигнутыми показателями эффективности построенной инфраструктуры нет.