Найти тему
BloomChain

CB Insights: блокчейн и ценные бумаги

Оглавление

Bloomchain продолжает публиковать перевод исследования компании CB Insights "Как блокчейн может изменить банковскую отрасль". Четвертая часть посвящена перспективам блокчейна на рынке ценных бумаг
Bloomchain продолжает публиковать перевод исследования компании CB Insights "Как блокчейн может изменить банковскую отрасль". Четвертая часть посвящена перспективам блокчейна на рынке ценных бумаг

Читайте также: CB Insights: Как блокчейн поможет фандрайзингу

Финансовые рынки устроены таким образом, что любые совершаемые на них транзакции проходят через сложную цепочку брокеров, бирж, централизованных депозитариев ценных бумаг, клиринговых палат и банков.

Например, для покупки акций компании Apple нужно разместить заказ на бирже, которая сводит потенциальных покупателей с продавцами. Раньше при такой процедуре первые платили деньги в обмен на свидетельство о праве собственности на эти акции. Однако с тех пор, как появилась возможность проводить эти транзакции полностью в электронном виде, схема заметно усложнилась.

Третьи стороны

Как правило, покупатели не хотят связываться с повседневным управлением активами: обменными сертификатами, ведением бухгалтерского учета, управлением дивидендами. В таком случае приобретенные акции передаются на хранение депозитариям — банкам-кастодианам.

Поскольку покупатели и продавцы не всегда полагаются на одни и те же банки-кастодианы, то у депозитариев должна быть доверенная третья сторона для хранения всех бумажных сертификатов. На практике это означает, что любые действия, связанные с продажей и покупкой активов, проходят при участии сторонних лиц.

Процедура передачи собственности устроена сложно, потому что каждая сторона поддерживает свою собственную версию «правды» в отдельном леджере. Такая система отличается не очень высокой эффективностью и часто грешит неточностями.

К примеру, на завершение акта транзакции ценных бумаг может уйти от одного до трех дней, потому что записи во всех леджерах обновляются и согласуются в конце дня. А так как в эту процедуру вовлечены сразу несколько заинтересованных сторон, все подобные транзакции проверяются вручную, причем за эти проверки каждая из сторон взимает плату.

Блокчейн-революция

Технология блокчейна способна совершить революцию на финансовых рынках, создав децентрализованную базу данных уникальных цифровых активов. С помощью распределенного леджера можно передавать права на актив с помощью криптографических токенов.

Пионеры отрасли — bitcoin и Ethereum — добились успехов в применении этой технологии для торговли чисто цифровыми активами. Однако в последнее время все больше новых блокчейн-компаний работают над тем, чтобы упростить торговлю физическими активами: от акций и прав на недвижимость до золота.

Развитие блокчейна и его интеграция в торговлю ценными бумагами и физическими активами может принести серьезный ущерб банкам, работающим по традиционной схеме. Каждый из четырех крупнейших банков-кастодианов в США — State Street, BNY Mellon, Citi и JP Morgan — контролирует активы в размере свыше $15 трлн. И хотя комиссия за их услуги, как правило, невысока – всего 0,02%, — прибыль оказывается внушительной из-за серьезного размера торгуемых активов.

Вытеснение кастодианов

Токенизированные ценные бумаги, торговля которыми происходит с помощью блокчейна, способны вытеснить выступающие в роли посредников банки-кастодианы  за счет снижения комиссии на услуги по обмену активами.

Кроме этого, благодаря смарт-контрактам такие бумаги могут работать и в качестве программируемого капитала: проведение операций вроде выплат дивидендов или выкупа акций обеспечивается всего несколькими строками кода. Наконец, размещение реальных активов на блокчейне может способствовать расширению глобального доступа к рынкам.

В качестве примера компании, которая пытается сделать блокчейн частью операций с ценными бумагами, можно привести Polymath. Она уже объявила о партнерстве со SPICE VC, Corl и Ethereum Capital в работе над созданием своей платформы, на которой будет запущена торговля токенами. В компании считают, что к  2020 году рынок токенов ценных бумаг вырастет до $10 трлн.

И это не единственный пример. В июне 2017 года блокчейн-компания Chain успешно провела прямые транзакции между банковской инфраструктурой Nasdaq и Citi. Генеральный директор Overstock запускает торговую платформу под названием tZero, которая представляет собой приватный обменник (dark pool) на блокчейне для ценных бумаг, которые торгуются на Nasdaq.

В этой ситуации крупные финансовые учреждения также предпочитают не оставаться в стороне. Австралийская фондовая биржа (Australian Stock Exchange) объявила о намерении заменить свою систему учета, клиринга и расчетов на блокчейн-решения, разработанные Digital Asset Holdings.

Главное препятствие развития

Хотя токенизированные активы представляют собой чрезвычайно перспективный вариант применения технологии блокчейна, самым большим препятствием на пути его развития является нормативная база. Пока в большинстве юрисдикций мира нет четкого определения того, считается ли ли право собственности, записанное на блокчейне, юридически обязательным, а само понятие «токена» остается двусмысленным термином, который в настоящее время не имеет юридической силы.  

Внедрение законодательной основы и регулирования являются ключевыми условиями для дальнейшего развития проектов, которые ориентированы на использование блокчейна.

Миры потребителя, финансовых институтов и блокчейна постепенно переплетаются. В последнее время активно формируется еще одно пространство, в котором эта конвергенция имеет потенциал для полного изменения традиционных принципов работы — речь идет о рынке кредитования.