Найти тему
culturology

Федерико Феллини, краткая биография и факты из жизни знаменитого режиссера

Оглавление
Федерико Феллини – итальянский кинорежиссер, творчество которого определяло лицо европейского кинематографа второй половины ХХ века.

В течение 40 лет начиная с 1954 г. и до своей смерти в 1993 г., Федерико Феллини был признанным представителем европейского кино в мировой индустрии кино. Он за всю свою карьеру режиссера получил четыре «Оскара» в категории «Лучший иностранный фильм». В 1993 г. Федерико выигрывает Специальную премию Американской академии киноискусств за огромный вклад в киноискусство.

Фильм Федерико «La Strada» был одним из его любимых.
Источник фото: The Kolab Collection
Фильм Федерико «La Strada» был одним из его любимых. Источник фото: The Kolab Collection

Федерико родился в 1920 году в небольшом курортном городке на адриатическом побережье Италии, Римини. Здесь же и началась карьера знаменитого режиссера. Феллини родился в семье коммивояжера, и жизнь в Римини, казалась ему тягостной, особенно в долгие зимние месяцы. В 12 лет он сбегает из дома, чтобы присоединиться к бродячему цирку, однако уже через месяц полиция вернула «блудного сына» домой.

Молодой Феллини был разгильдяем: он не проявлял интереса ни к одному из предметов школьной программы. Закончив школу и поработав на нескольких временных работах, он уезжает во Флоренцию в 1938 г., где пишет рассказы и рисует карикатуры для одного сатирического журнала. Затем Феллини переезжает в столицу Италии, где заводит дружеские отношения с актером варьете Альдо Фабрици (который позднее сыграл роль священнослужителя в киноленте Росселлини «Рим - открытый город»).

Режиссер = талантливый художник

Маэстро итальянского кинопрома Федерико Феллини.
Источник фото: Walter Albertin, World Telegram staff photographer - Library of Congress. New York World-Telegram & Sun Collection.
Маэстро итальянского кинопрома Федерико Феллини. Источник фото: Walter Albertin, World Telegram staff photographer - Library of Congress. New York World-Telegram & Sun Collection.

У Феллини всегда был дар иллюстратора, и не смотря на то, что в дальнейшим он будет работать с профессиональными дизайнерами и сценаристами, его сценарии всегда были полны набросков костюмов и декораций, которые он делал сам.

По счастливой случайности Феллини встретил другого молодого и подающего надежды режиссера – Роберто Росселлини. Последний приглашает его сотрудничать над написанием сценария, по которому впоследствии был снят «Рим - открытый город». Фильм (1945) рассказывает о жизни в Риме во время немецкой оккупации во время Второй мировой войны.

Начало работы Феллини «соло»

В 1952 г. выходит первый фильм «Белый шейх» – это была первая лента Феллини, которую он снимает самостоятельно. Основная идея – жизнь небольшого городка, фильм с мягкой иронией показывает воздействие журнальной фоторомантики на наивные фантазии его жителей. В этом фильме впервые можно заметить характерные черты (фишку фильмов Феллини) – яркие, однако добрые зарисовки провинциальной жизни, сатира на реальность, мастерски переплетенная с элементами фантазии.

В 1953 г. Федерико снимает «Маменькины сынки», показывает, что к этому моменту Феллини достигает художественной зрелости как режиссер. Эта картина завоевывает ряд международных наград, включая приз Венецианского кинофестиваля. Очевидно, что при постановке фильма Феллини берет за основу свой собственный жизненный опыт и описывает историю молодых и праздных мечтателей, которые живут в небольшом приморском городке.

Фильм Федерико «Восемь с половиной»
Источник фото: Kinopoisk
Фильм Федерико «Восемь с половиной» Источник фото: Kinopoisk

Следующий картина «Дорога», который был выпущен в 1954 году, считают одним из лучших и наиболее трогательных произведений режиссера. Именно этот фильм приносит Феллини его первого "Оскара".

В 1959 году выходит картина «Сладкая жизнь» – история о молодом человеке из провинции, осознающего всю порочность и пустоту жизни в большом городе, но у которого нет сил противостоять соблазну. Фильм был воспринят публикой по всему миру как горькая и едкая сатира на пошатнувшиеся европейские ценности; он также становится поворотным моментом в творчестве Федерико. Позднее он скажет: «Сейчас фильмы миновали фазу повествования в прозе и приближаются к поэзии. Я стараюсь освободить себя от определенных ограничений, то есть историй с началом, развитием и финалом. Это скорее должна быть поэма со своим собственным ритмом и размером».

Но первым фильмом Феллини, в котором он отходит от «повествования в прозе», становится «Восемь с половиной» (1963), который был назван так потому, что уже к этому времени Феллини был режиссером семи фильмов и принимал участие в создании еще трех. Это история преуспевающего кинорежиссера (кстати его играет его хороший друг, актер Марчелло Мастроянни), у которого нет новых идей и которого постоянно терзает продюсер. Воспоминания и страсть, образы, которые олицетворяют тяга к невинности и чему-то новому, соединились в повествовании о любовной жизни режиссера с непринужденным юмором и смелым монтажом.

Реальность или не очень?

Более поздние киноленты Феллини, например «Джульетта и духи» (1965 г.), были, менее успешными (по крайней мере такое мнение сложилось у критиков). Исключением был блестящий «Амаркорд» (1974), где режиссер с любовью и теплым юмором вновь вернулся к своему отрочеству в Римини и юности в Риме.

К этому времени Феллини стремится снимать фильмы, которые раскрывали бы искусственность кино, к примеру, «И корабль плывет» (1983), в котором волны изображаются в павильоне студии при помощи огромного полотнища. В картине «Джинджер и Фред» (1985) режиссер с нежностью и ностальнией вспоминает мир варьете, а последняя его работа «Голос луны» (1990), в которой снимался Роберто Бенини в роли уже менее загнанной Джельсомины, стала глубоко прочувствованным итогом всего сделанного, попыткой связать прошлое с настоящим, провинциальную жизнь с духовным миром ради утешения, которое дарит искусство.

Больше интересных статей об искусстве на канале Culturology.