Найти тему

Как бороться с блудными мыслями? Советы отца Андрея.

Оглавление
По понедельникам на канале "Царьград ТВ" клирик храма святителя Василия Великого — Патриаршего подворья в с. Зайцево Одинцовского района Московской области отец Андрей отвечает на вопросы подписчиков. Самые интересные ответы - на нашем канале!

Где и как молиться, находясь в полевых условиях? - пишет Елена Шеина - если много времени живешь в экспедиции в палаточном лагере в лесостепи.

Елена, вам повезло в каком-то смысле. Вот где молиться в городе, понятно - в храме. Ну или дома перед сном, но ведь природа - это совершенно другое, это и есть храм. В горах молиться хорошо, на берегу реки молиться хорошо. Хорошо молиться в опадающем осеннем лесу, который теряет свой убор, или в заснеженном лесу - в тихом лесу, когда под ногами не мокро.

В лесостепи у вас есть и огромный купол неба, и ровный стол степи, и какие-то кустики леса - вот все это для молитвы, по-моему, самое лучшее дело. На природе молиться гораздо легче, чем молиться в этих пыльных, душных наших (пардон за резкое выражение) вонючих, пропахших бензином городах, которые чадят заводскими трубами и раздражают человека миллионами звуков, которые он не хотел бы слышать, но слышит.

Вот поэтому ваш вопрос мне даже отчасти непонятен - на природе гораздо легче чувствовать близость Божию, красоту огромного мира, свое маленькое место, занимаемое в нем и прочее, прочее. Прочее… То есть, воспримите это как подарок, и удаляйтесь в те деревья, которые есть в лесостепи этой, и между деревьями Богу и молитесь. «В каждом колосе тело Христово, в каждом дереве распят Господь…» - так писала одна из наших поэтесс. Поэтому все для вас, особенно природа.

Как вы относитесь к детским садам? Как правильно - отдавать ли в детский садик ребенка, или воспитывать дома самой? - пишет Анна Иванова.

Дело ваше, уважаемая Анна. Но минусы есть и там, и там. Несомненный плюс отдавания ребенка в садик это то, что он социализируется с ранних лет. Что такое садик? Это старшие, младшие, «дай мне - не дам», ударили - дали сдачу, поплакали – помирились и так далее и тому подобное. Поссорились, подружились, бегают, вошкаются детки. Это социализация. Песочница - это первое место социализации ребенка: твое – мое, «а можно мне взять? - как тебя зовут? - сколько тебе лет?»

Когда он один в своей маленькой вселенной, в которой кроме него есть только мама и папа и больше никого, то это угрожает человеку пугливостью и отсутствием опыта общения с другими. Другой нужен человеку. Другой - это ближний твой, твое «альтер эго», ты не поймешь себя, пока не будешь общаться с другими. Именно общаясь с другими, ты узнаешь, что, например, я лучше рисую чем они, а они быстрее бегают. И кроме меня есть еще на свете мальчики и девочки. Одни из них мне нравятся, потому что они красивые, а другие не нравятся, потому что они забрали у меня игрушку. Я думаю, необходимо социализироваться и отдавать детей в садик надо.

Молодой человек спрашивает про блуд. Его пугает, что апостол говорит, что блудники царства Божьего не наследуют. При этом он потратил немало времени в борьбе с этой страстью и покамест эта борьба была неуспешна. Пост и физические нагрузки уже не помогают сопротивляться. Что делать?

Вопрос очень важный. Попробуйте следующие вещи: попытайтесь следить за глазами и языком. Очень важно, как ни странно, в борьбе с блудом никого не осуждать. Блуд - это тот позор человеческий, который посылается как врачевство, как горькая пилюля человеку гордому, который считает себя лучше других, считает себя вправе осуждать людей за разные грехи, слабости, недостатки, которой смотрит на мир сквозь лупу осуждения, рассматривая чужие гадости. Заметьте за собой, вдруг это у вас есть? Если нет - ничего страшного, это прекрасно. Значит, надо поискать в другом месте.

Очень часто бывает, что блудом наказывается гордец. Он каждый раз подтверждает своими делами свою падшесть: вот я упал опять, и что мне делать? Вставай и двигайся дальше. Начал опять – упал… что мне делать? Не отчаивайся, не лежи, вставай, двигайся дальше. И вот когда человек падает, падает, падает - он постепенно приобретает необходимое смирение и перестает осуждать других людей за грехи.

Язык - это осуждение, а глаза - это двери или даже окна. У Иеремии написано: «горе нам, враг входит через окна», имея ввиду, что через двери глаз, двери чувств к нам попадают различные образы, соблазняющие человека.

Бывает так, что садишься за компьютер почту прочесть, и ты можешь даже не специально, ничего не ища, набрести на какую-нибудь ссылку, потом пойти по ней и оказаться вместо почтового ящика в каком-то очень глубоком и склизком месте. То, что видит человек, то что попадает ему в душу, потом выгоняется очень трудно - для этого нужно поболеть и помучиться чтобы оно потом вылезло из тебя, оставляя тебя в живых.

Поэтому последите за этими двумя вещами - за глазами и за языком. Можно запостить себя до изнеможения, ни есть, ни пить, а оно никуда не уходит. В голову тебе просто приходит, как стрелы раскаленные влетают в душу различные помыслы. Можно ходить пешком до изнеможения, штанги тягать до потери пульса, а потом приходишь домой и оно опять твое с тобой вернулось. Это очень известная вещь.

Был такой епископ Варнава Беляев, у него есть любопытная книжка, четырехтомник «Основы искусства святости» - такое претенциозное название. Не знаю, достигает ли она этой цели, но есть такое. И он цитирует очень большой материал из литературы, из философии, из всех смежных областей чтобы донести какую-то мысль до читателя. В частности, он цитирует французского беллетриста, где главный герой мучается похотью: он сначала обошел все бордели в городе, но в душе ему тошно, сердце болит - он не хочет этого, но не может ничего с собой поделать. И он начинает ходить пешком, отказывается от омнибуса, от городского транспорта, так что у него ноги как свинцом налиты, к вечеру он их еле волочит. Однако блуд не проходит. Начинает поститься - блуд не проходит. Какая-то служанка, простая деревенская девушка, которая работает в городе говорит ему: «Попробуйте помолиться доброму Господу, чтобы он отнял у вас этот страстный пожар».

Попробуйте помолиться доброму Господу - вот еще один хороший совет. Потому что человек сам себя до конца не знает. У блаженного Августина есть прекрасные слова об этом. Он очень нуждался в женской любви, он очень долго откладывал крещение именно потому, что он не мог себе представить - как он будет соблюдать заповеди в части воздержания и целомудрия. От всего мог отказаться: от еды, от славы, от почета, от важных должностных назначений, а вот женская любовь его притягивала очень сильно, он не мог представить себе жизнь без этого, и он часто молился, говоря: «Господи, дай мне целомудрия!», но в тайне сердца говорил: «Только не сейчас!». Это потом он признается уже в Confessiones, «Исповеди» своей: «желание целомудрия было во мне, но оно не было глубоким, и в общем-то я не разделялся между желанием целомудрия и желанием плотских наслаждений».

Такова природа человека, человек он такой - не простой. Поэтому и стыдно вроде бы, и хочется… И гадко и сладко… Поэтому не осуждайте, берегите глаза от порнографии и прочих вещей подобного рода, помолитесь доброму Господу, чтобы он помог вам справиться с этой бедой, это поистине беда. И, конечно, не отчаивайтесь и проверьте себя, насколько вы действительно хотите целомудрия. Если вы хотите по-настоящему - оно у вас будет.