Сейчас невозделанных земель в области почти не осталось. Вернее как. При немцах Восточная Пруссия была житницей Германии и кормила всю огромную страну, несмотря на свои крошечные размеры. Как? А вот так!
Польдер (нидерл. polder) - осушенный и возделанный низменный участок побережья. Польдеры обычно располагаются на месте низменных заболоченных морских побережий - маршей, часто ниже уровня моря, защищены от моря или других окружающих водоёмов валами, дамбами и другими гидротехническими сооружениями от затопления морскими и речными водами. Уровень грунтовых вод в польдерах регулируется дренажными устройствами, часто с машинной откачкой воды. Польдеры отличаются высоким плодородием, обычно возделаны.
Распространены главным образом по берегам Северного моря (в Нидерландах, Дании, Германии), а также в Польше, Японии и некоторых местах Атлантического побережья США, встречаются по побережью Чёрного моря близ Одессы. Крупнейшие польдеры были созданы в Нидерландах в рамках проекта "Зёйдерзе". Значительное количество польдерных земель с давних времён существует на территории нынешней Калининградской области (Полесский, Славский районы). Имеются осушенные польдерные земли в Литве, Латвии (Курземе) и отчасти в Эстонии. Википедия
В Калининградской области расположено 80% всех российских польдеров (ну, не удивительно). 95% сельскохозяйственного производства области ведется на искусственно осушенных землях. Славский район по насыщенности гидротехническими сооружениями можно сравнивать с Голландией или Данией. Столетия назад здесь была создана огромная сеть открытых и закрытых осушительных сооружений, каналов. Сейчас в районе работают 60 осушительных насосных станций, которые откачивают воду с 66,9 тысячи га, 2 006 километров магистральных и 5 733 километра мелких каналов, 454 километра водозащитных дамб, 19 шлюзов, 145 мостов. Дренажная сеть проложена на площади в 32 тысячи гектаров, ее длина в общей сложности составляет 18 312 километров. Ничего подобного нет ни в одном другом районе Калининградской области и в целом в России. Вся эта мелиоративная система была создана немецкими гидротехниками и досталась региону в наследство от бывшей Восточной Пруссии.
Потом, начиная с 1946 года, мелиоративная система неуклонно разрешалась. Не специально, конечно, просто никто из вновь назначенных директоров колхозов оказался не готов работать на такой земле.
Немецкая мелиоративная система оказалась диковиной для советских переселенцев, никогда не видевших ничего подобного. Например, как рассказывали автору первые переселенцы, гончарные дренажные трубки, повсюду зарытые в землю, иногда воспринимались как незавершённая немцами сапёрная работа. Естественно, трубки рассматривались как опасные предметы, и изымались с полей и огородов. Сильно нарушила дренаж и глубокая вспашка, противопоказанная в местных условиях, но повсюду применявшаяся.
Использовались неправильные агротехнические приёмы - бессистемная вспашка. При этом была ликвидирована создававшаяся столетиями система организованного поверхностного стока. с
Понятно, что огромное количество земли было выведено из хозяйственного оборота, стояло в болотах, и зарастало уже даже не кустарником, а лесом. Но сейчас потихоньку что-то налаживается, по крайней мере фотографию прусского поля с пшеницей и овсом сделать очень легко.
Но в Восточной Пруссии есть не только рожь!!!! В детстве у меня было несколько книг великого немецкого кинооператора Хайнца Зильмана (почему было? Вон они стоят на полке) и я первый раз прочитала там про неведомую сказочную страну.
"За древними стенами Кёнигсберга, в бывшей Восточной Пруссии, где я вырос, простирались леса, луга и болота, в которых водилось множество всякой живности. На велосипеде и даже пешком можно было без особых усилий попасть в царство нетронутой природы"
В тот день мы заехали почти к морю, то есть совсем не "пешком за стенами Кёнигсберга", но птиц там, в болотах Славского района увидели очень много. В какой-то момент пришлось ехать по узкой дороге, в одну колею, с двух сторон стояла вода и даже наш Дастер там бы не смог выехать.
А потом встретилось прекрасное.
Это катер! Как-то он туда попал, в чисто поле? Видимо дальше идет канал, и отгорожено это все мимими ржавыми кроватными "стенками". Ну ладно-ладно, это стандартный забор, но в первый момент мне так показалось :)
В общем мы, преодолевая нечеловеческие трудности, на скорости 5 км/час проползли там по этим польдерам, распугали тучу мелких всяких куликов и кого-то еще, про кого писал Зильман, подъехали к морю примерно в районе Заливного, точку на карте уже сейчас я ставила наугад
И поняли, что ни один трактор сюда за нами не приедет :) Проехать, при желании, там можно почти на любой машине, но очень аккуратно. А что будет, если съехать с колеи в болото....
Проехали Некрасово и Шаакен (Травяной замок). В него мы как следует заезжали летом 2010, так что просто убедились, что все на месте, и поехали дальше
Следующая точка на карте - Храброво. Так же называется и международный аэропорт Калининграда, но он отделен от населенного пункта с таким же названием автомагистралью. А здесь - тишина, тлен и безысходность....
Путешествие 11 августа 2015 года.