Найти тему

Главный миф управления

Оглавление

Выпуск 007 <-> какой дефект есть в общепринятых «стилях управления», и каковы его последствия

Этим выпуском мы продолжаем сезон про живые компании и коллективы

Так называемые «стили управления»

Принято выделять два так называемых «стиля управления»: авторитарный и демократический.

  • Авторитарный — когда я сказал, и все побежали, и слово поперек не скажи, по крайней мере, меня это не особо волнует.
  • Демократический — когда всех внимательно выслушать, что бы всех все устраивало.

С точки зрения нашей методической группы, эти два вида ситуаций, или, точнее, вида построения работы в коллективе — это вовсе не стиль

Ведь что такое стиль?

  • Например, кухня может быть модерновая, когда ровные прямые линии, ни каких лишних деталей, функциональный минимализм, ровные однотонные цвета, не яркие.
  • Или молодежный стиль: когда очень веселая расцветка, оригинальные решения.
  • Или классический барокко, когда много мелких деталей, которые создают определенный образ.

Но и первый, и второй, и третий варианты — это все равно кухни.

  • Там есть сушилка для посуды, мойка, плита, столь для готовки. Функционально они одинаковы, различия между ними, что называется, стилевые.

Или стиль вождения:

  • Можно водить более резко, обгоняя, перестраиваясь.
  • Или более плавно, вливаясь в поток, размеренно.

Но что один, что другой варианты самого вождения — это перемещение из пункта А в пункт Б за некоторый срок и с некоторыми затратами бензина. Различия между ними лишь стилевые.

То есть, если отличия между двумя вариантами не влияют на базовой функционал и на результат, то это стилевые различия.

- А что с управлением?

Давайте посмотрим.

Подписаться и получать еженедельник на e-mail

К чему приводит авторитарность: «Концлагерь»

Ситуация первого типа, которую обычно принято обобщать в так называемый «авторитарный стиль».

  • «Я сказал — и всё. И чтобы быстро все побежали». Чуть что не так — сразу в лоб. А если сотрудники стараются, делают, и начинают говорить, что можно улучшить — в ответ «ничего не знаю».

И не важно, причина в том, что руководитель воспринимает это как покушение на его авторитет, или же он просто привык не слушать и делать по-своему, и еще масса вариантов может быть. Но он их не слышит.

И далее ситуация усугубляется шаг за шагом.

  • Приходят с инициативой — получают; пытаются что-то делать по-своему — получают. И когда стараются — все равно у него находятся к ним претензии, и на следующем шаге люди с инициативами уже не выходят.
  • Они уже не считают дело настолько значимым для себя, «сделать — и ладно». Начинают пропускать какие-то важные моменты в работе, не вносят своевременные поправки, а он после этого: «А где же ваши глаза были!? А почему не так!? А почему не сделали!?»
  • У него возникает к ним недоверие, «надо контролировать плотнее, надо жестче с ними». И на следующем витке добавляет или более детальный контроль, или увеличивает количество моментов, пунктов по которым идут наказания, порицания.
  • В итоге сотрудник понимает, что чуть-что — ему может «прилететь», причем иногда даже не в связи с какими-то его действиями. Люди начинать больше времени и сил уделять тому, чтобы обезопасить себя: от того, что что-то будет известно, от того, чтобы лишний раз не «прилетело», всё больше внимания уделяя формальной стороне.

-2
  • Руководитель видит всё больше формальности, и решает:
значит, им нечего не надо? меньше им полномочий, больше им показателей контроля!

И этот круг продолжается, и с каждым шагом, как снежный ком, только нарастает и закручивается сильней и сильней.

И в итоге:

  • Руководитель видит неэффективность и пытается это изменить.
  • Сотрудники видят неэффективность, тоже пытаются, по крайней мере поначалу, это изменить.

Но в итоге всё приходит к чему?

К тому что, во-первых, большая часть времени и сил уходит не на продуктивную работу, а на обезопашивание себя. Руководитель обезопашивает результат от сотрудников, а сотрудники обезопашивают себе от руководителя.

Ну, а во-вторых, попытка что-либо изменить только усугубляет и укрепляет ситуацию.

  • Любые ужесточения мер или детализация этих мер приводит к обратном эффекту.
  • И, честно говоря, такую ситуацию трудно назвать управлением. Потому что управление — это, когда я делаю воздействие и всё меняется туда, куда я хочу. А здесь руководитель делает воздействие, а ситуация меняется в обратную сторону.

В чем подоплека?

В том, что руководитель здесь за сотрудниками не признает права влиять, не признает права вмешиваться, не признает права не соглашаться, не признает права возмущаться, не признает права встречно требовать что-то.

  • Для него это может быть как-то объяснено, или интерпретировано, но объективно один из участников этой живой системы — сотрудники — лишены или поражены в правах.

Ну и самое главное, что на каком-то шаге руководитель разочаровывается в сотрудниках и думает, что «они испортились, или всегда были такими, я просто не замечал, наберу-ка я новых».

  • Но даже полная смена штата вообще не решает вопрос, потому что новых сотрудников он своими действиями сознательно или подсознательно приглашает в точно такие же отношения.
  • Большинство ведутся на это приглашение, потому, что у них за плечами тоже был подобный опыт в роли сотрудников.
  • И через месяц-два картина в точности воспроизводится.

Пару-тройку раз, сменив штат, руководитель может разочароваться в людях и уже заранее выстраивать всякие «драконовские» меры. А люди, приходя, видят это — и сразу начинают защищаться, решая задачу «как получать деньги и меньше всего делать; главное — прикрыть, что называется, свою пятую точку».

В самом крайнем обобщенном варианте, такую систему можно назвать словом «Концлагерь».

Где есть тиран и жертвы, и каждый отыгрывает свою роль.

Некоторые люди, побывав внутри или понаблюдав снаружи такие системы, поняв как это ужасно, решают:

-3
вот я-то буду руководителем — буду руководить по-другому, буду людей ценить.

Обратная картина: «Детский Сад»

Они становятся руководителями, и они делают по-другому:

  • они убирают эту авторитарную часть, которая им кажется совершенно неуместной, и начинают слышать людей, слушать людей,
  • начинают говорить "а как вам лучше?"
  • не навязывать своего, не дай бог, потому что «это же авторитаризм, это ужасно»,
  • они приглашают людей совершенно в другие взаимоотношения, в которых любое малейшее душевное телодвижение сотрудников является сверхважным, непреложной «истиной в последней инстанции» — а руководитель командовать не может, потому что "я же не тиран!"

И получается ситуация, точно так же, через несколько витков, по такой же аналогии, когда на выходе мы получаем те же ролевые отношения, просто роли другие: нянька и дитяти. Где:

  • сотрудники постоянно не довольны
  • они манипулируют
  • у них вырастает вот это чувство того, «насколько мне комфортно и хорошо и просто и понятно и удобно? Ведь это самом деле так важно!»
  • руководитель тянет всё на себе, выполняет большую часть работы за них
  • он делает так, чтобы всем было интересно, никого бы это не задевало
  • при этом все контролирует, делает так, чтобы всем было хорошо, всем удобнее, естественно за свой счет, бросаясь грудью на все амбразуры, «подвиг Матросова» пытается постоянно «по-Стахановски» выполнять, но это не очень получается…

Он изнашивается со всех сторон, компенсирует собой все недочеты. При этом сотрудники продолжают оставаться недовольными, и лишь иногда что то делают. КПД этой системы тоже остается низким, потому что всё уходит вот на такое «отношалово», а в работу идет очень мало

И в крайнем варианте эту систему можно ёмко назвать «Детский Сад»: есть нянька, дитяти и всё крутится вокруг «сопель», манипуляций и нытья:

  • ой, это мы не будем, это сложно, не понятно,
  • ой это рынок такой, что вообще тяжело,
  • ой это производство такое, что тут всё не предусмотришь, постоянно ломается, изнашивается,
  • ой, это логистика такая, что как же вы хотите ввести систему штрихкодирования? мы только сканировать и будем и т.д.

И в этой системе, как и в предыдущей, тоже есть перекос.

Если в системе «Концлагерь» не признаются права работников, то в системе «Детский Сад»

-4
руководитель не признает за собой право давать отмашку, право распоряжаться, право иметь последнее слово, раз уж отвечает за общий результат.

Он лишает себя этого права, тянет всё на себе, и перекос происходит в обратную сторону.

И есть, конечно, смешанный вариант: когда через некоторое время няньке надоедает вытирать всем сопли, она переключает тумблер, превращается в тирана. Через некоторое время народ начинает уходить или она видит, что все доведены до края, и включает тумблер в обратную сторону.

И это говорит о том, что эти два варианта, по сути своей, не отличаются друг от друга.

И «Концлагерь», и «Детский сад» — это разновидности одного и того же варианта, который называется дефектная система управления.

В обоих случаях в системе управления есть совершенно четкий дефект.

- В чем он?

Дефектные системы управления: какова альтернатива?

В любой системе есть прямые связи и обратные.

  • Даже в неживой системе водитель автомобиль: я нажимаю на газ — система устремляется. Это прямая связь. Я нажимаю на тормоз — система оттормаживается. И от того, что я нажимаю на педали, есть прямая связь, прямое действие, что машина тормозит или разгоняется.

И там же есть всегда и обратная связь: меня при нажатии на газ вдавливает в сиденье, либо наоборот бросает на руль, если слишком резко торможу. Это обратная связь от системы мне.

В варианте «Концлагерь» нет обратной связи: попытки повлиять сотрудников заблокированы; у них нет права.

В случае с детским садом нет прямой связи, потому что право влиять за собой руководитель не признает, ну сотрудники естественно в это вовлекаются.

Поэтому это не стили управления, это два варианта, две разновидности одной и той же дефектной системы, которая ни к управлению, ни к эффективной работе отношения не имеет. Хотя, к сожалению, достаточно широко распространена.

- Вопрос: Как же тогда!? Какова же альтернатива?!

Альтернатива — когда есть реальное управление.

Есть, конечно, известный анекдот «как сформулировать управление в 4 слова: пацан сказал — пацан сделал! только это два разных пацана!»

  • Но за бортом, между строк остается еще одно: что второй пацан, который сделал — согласен с тем, что сказал первый пацан.

Поэтому «сказал — они делают» это модель, в которой на выходе может быть саботаж, а не действие.

А вот «сказал — согласовали, договорились — и они делают», или «сказал — они согласны и делают» — это управление.

Такие отношения, где есть это согласование (оно может быть один раз на большое количество задач, а может, если у нас проектное управление, каждый раз при новой задаче происходит заново) — это называется «Рабочие отношения».

  • Что необходимо для рабочих отношений, в которых есть такое признание прав,
  • и в которых есть реальное управление?

Первое, что необходимо — это взрослая позиция.

  • Потому что система «Концлагерь» и система «Детский сад» — это системы, в которых и те и другие участники находятся в инфантильных позициях.

И второе, что необходимо для построения рабочих отношений — это согласование ответственности и полномочий, или ресурсов.

  • Потому что, у участников обеих систем есть асимметрия.
  • Например жертва в “Концлагере” имеет ответственность и никаких полномочий, чтобы эту ответственность оправдать и реализовать.
  • А в “Детском саду” наоборот: у дитятей масса полномочий, но ни какой ответственности — они могут заблокировать своим решением задачу, поставив «вето», но никакой ответственности они за рабочий процесс не несут.

Об этих составляющих — взрослой позиции и согласовании ответственности с полномочиями — мы поговорим в следующих двух выпусках: 8-ом и 9-ом, соответственно.

А в 10-ом, завершающем выпуске сезона “живые компании и коллективы”, подытожим и детально разберем:

  • что же такое управление на самом деле, и
  • что же такое живые системы на самом деле.
-5

Подписаться и получать еженедельник на e-mail

Разумеется, в этих темах есть масса нюансов и деталей, поэтому теперь по вторникам в Москве, и по пятницам в других городах мы проводим регулярные вечерние мероприятия: мастер классы, рабочие встречи, практикумы, а иногда он-лайн трансляции.

Туда можно прийти, узнать подробности, познакомится с деталями, послушать, пообщаться с другими руководителями, кому также небезразлично, как сделать лучше, проще и интересней свою работу, и самое главное — попрактиковаться. Приходите и участвуйте!

В частности, сегодня, 27 марта вечером, состоится он-лайн трансляция про системные ошибки руководителя, тема которой:

  • “Чем отличается конкретика от просто детализации?” Мы разберем, как сотрудники ездят руководителю по ушам, и что делать, чтобы это предотвращать.

В ближайшую пятницу, 30 марта — круглый стол в Костроме.

В следующий вторник, 3 апреля, в Москве практикум про иерархии в компании, и про их нарушения и дефекты.

  • Про то, как быть, когда, например, ты становишься руководителем для своих коллег, и они тебя хлопают по плечу и говорят: «да ладно ты, какие планы?.. мы же с тобой пиво вместе пьем..» — тут явно есть какое-то нарушение иерархии. Или же, приходит молодой руководитель, а вокруг опытные сотрудники, они ему советует, а он думает, что если с ними согласится — это потеря авторитета, а если не согласится — развяжет войнушку. И тут тоже, как будто бы, не одна иерархия есть, а несколько. Как с этим быть?

Вот с этим и будем вживую разбираться 3 апреля, во вторник.

В разделе «учебные программы» на сайте http://zhandarov.com есть расписание и ссылки, по которым можно регистрироваться.

Смотрите, записывайтесь, будем рады вас видеть.

До встречи в следующий вторник!

Версии этого выпуска: PDF Telegram Аудиоподкаст

P.S. Присылайте на clyuch@zhandarov.com вопросы и задачи, которые перед вами ставит бизнес и жизнь, а также ваши комментарии, ситуации и актуальные темы — мы обязательно разберем их в следующих выпусках!

Вы также можете подписаться и получать еженедельник на e-mail

...

Виталий Жандаров,

методическая группа Центра

«Ключ к реальному управлению»

http://zhandarov.com