Паттерн (шаблон) проектирования — это продуманный способ построения исходного кода программы для решения часто возникающих в повседневном программировании проблем проектирования. Иными словами, это уже придуманное решения, для типичной задачи. При этом паттерн не готовое решение, а просто алгоритм действий, который должен привести к желаемому результату. Давайте рассмотрим один из наиболее часто используемых поведенческих паттернов — Наблюдатель (Observer).
Как я уже писал ранее, существует три вида паттернов проектирования:
- Порождающие паттерны позволяют возможность выполнять инициализацию объектов наиболее удобным и оптимальным способом.
- Структурные паттерны описывают взаимоотношения между различными классами или объектами, позволяя им совместно реализовывать поставленную задачу.
- Поведенческие паттерны позволяют грамотно организовать связь между сущностями для оптимизации и упрощения их взаимодействия.
Наблюдатель (Observer) — это поведенческий паттерн, который определяет зависимость между объектами типа «один ко многим» таким образом, что при изменении состояния одного из объектов все зависящие от него оповещаются об этом и при неоходимости автоматически обновляются. То есть, наблюдатель уведомляет все заинтересованные стороны о произошедшем событии или об изменении своего состояния.
Давайте рассмотрим диаграмму паттерна Наблюдатель.
- Observer — определяет интерфейс наблюдателя;
- Subject (наблюдаемый объект) — определяет методы подключения и отключения наблюдателей;
- ConcreteObserver — реализует интерфейс наблюдателя;
- ConcreteSubject — конкретный тип наблюдаемого объекта.
Рассмотрим основную логику работы паттерна Наблюдатель. Существует два способа взаимодействия между объектами:
- Pull-модель – Объект1 обращается к Объекту2 для выполнения каких-либо операций или получения данных. Соответственно Объект2 выполняет работу по требованию.
- Push-модель – Объект2 уведомляет Объект1 о некотором событии. Соответственно Объект1 обрабатывает событие необходимым образом.
Паттерн Наблюдатель реализует push-модель взаимодействия. Он позволяет уменьшить связанность между основным и зависимыми классами. Обратите внимание, что классическая реализация данного паттерна не используется в языке C#, так как он предоставляет встроенные механизмы событийного взаимодействия объектов, такие делегаты, события (event), интерфейсы IObserver и IObservable. В языках платформы .NET паттерн Наблюдатель чаще всего реализуется с помощью событий. События представляют собой умную оболочку над делегатами, которая позволяет клиентам лишь подписываться на события или отказываться от подписки, а владельцу события — еще и инициировать событие для уведомления всех подписчиков.
Продолжение, с деталями реализации на языке C# доступно по ссылке https://shwanoff.ru/observer/