Найти тему
Сова-Психолог

Ониомания: шопинг как "новый сорт конфет"

Оглавление

Если хочется себя побаловать, зайдите в ближайший магазин. Купите себе "финтифлюшку", ерундюшку, и будете счастливы. Примерно пять минут. Или полчаса. Но уже через полдня вещь перестает радовать, и тогда нужна другая...

Видите сходство с конфетами? Тогда узнайте, когда шопинг еще "просто покупки", а когда он перерастает в ониоманию – шопоголизм.

Яркие пакеты, свежие вещи – ведь ты этого достойна!
Яркие пакеты, свежие вещи – ведь ты этого достойна!

В ожидании праздника

Раньше был дефицит, и каждая вещь для советского человека была праздником. Добыл, достали, заказали, договорились, из-под полы, с черного хода, выбросили... Все это описывало чуть ли не главный смысл жизни – заполучить то, чего нет у других. Этот день был ярким, запоминающимся – ну настоящим праздником!

Всем нам не хватает праздника. Слишком много "обязан, должен, давай-давай". Очень много плохих новостей и изменений к худшему. И так мало праздников.

Чтобы совсем уж не протянуть ножки, мы бегаем. Правда, по магазинам. Устраивая себе "тихую радость" и "праздник в одно лицо".

Одна-единственная причина шопоголизма

У шопоголизма всего одна причина. Это недостаток радости, удовольствий, и наличие огромного количества "бодрящих" и "радующих" штук – товаров. Кто-то подсаживается на украшения, кому-то интересны электротовары, третьи понимают косметические средства.

По данным статистики, 12 млн американцев – самые настоящие транжиры. Они покупают не то, что нужно, а то, что хочется, даже если это уже есть дома.

реклама начала 20-го века
реклама начала 20-го века

Мы покупаем вещи и выбрасываем, мы используем их не по назначению – чтобы съесть, относить, применить. Покупки внезапно призваны регулировать наше эмоциональное состояние.

А значит, фактически – заменить людей.

Три подсказки, что люди замещают шопингом

Три основных потребности, из-за которых люди продолжают "шопиться", даже если это не нужно, это:

1. Потребность в признании (власти, влиянии). Будь крутым, будь классным, модным, самым лучшим. Как будто вещь позволит гарантировать нужное впечатление другого человека, расположить его или замереть в восхищении.

2. Подтверждение собственной хозяйственности. Как в анекдоте: "Дорогой, я мыло дав купила! – А что, руками его выдавливать уже нельзя?!" В эту категорию чаще попадают те, кто хочет признания от мамочки.

Ты самая хозяйственная. Ты такой рукастый. Ты так хорошо организовал(а) быт. У тебя все получается!

Вот что на самом деле люди получают, когда покупают. Вспомните бич электричек:

  • скамеечка для прополки;
  • перчатки с "когтями";
  • плащики от дождя;
  • хозяйственные сумки;
  • наборы липкой ленты, изоленты, лейкопластырей.

Тысячи товаров выпускаются, чтобы мы с вами почувствовали себя такими замечательными хозяевами, хоть караул кричи.

Сюда же – скидка 90%, купи 3 по цене 2, возьми второй бесплатно, получи в подарок...

3. Быть как все ("не хуже других"). Нарциссическая часть есть у каждого человека. В хорошем случае она получает подтверждение из действий и достижений. Реальных, а не вымышленных.

Я умею. У меня получилось. Я способна. Я могу. Я осилил(а) вот такой проект. Я справляюсь с 3-мя детьми.

Но гораздо проще и быстрей заработать себе соответствие идеалу через покупку.

У меня "луи виттон". У меня "мерседес". Я съездил на Бали. Мы купили рояль. У нас очень дорогая породистая собака.

Обладание трендовыми вещами позволяет почувствовать свою принадлежность к обществу.

Примеры суперценных трендов из 90-х
Примеры суперценных трендов из 90-х

В запущенных случаях люди тратят деньги, чтобы принадлежать к элите, несмотря на квартиру в Бутово или родительский домик в качестве летнего отдыха.

Как соскочить с иглы шопинга?

Чтобы прекратить это безобразие, постарайтесь:

  • не уравновешивать настроение покупкой – лучше позвоните друзьям или поболтайте с коллегой;
  • не покупать принадлежность (успокойтесь по поводу трендов и того, что выходит из моды, цените то, что есть);
  • заполнить дыру в душе чем-то важным, найти это важное лично для вас, а не взятое из рекламы.