1. Вам не придётся менять название своего предприятия
Многие организации на стадии создания не спешат тратить средства на регистрацию знака. Стоимость её составляет в среднем 50 тысяч рублей, включая пошлины. Однако потом это забывается, предприятие развивается и вот однажды как гром среди ясного неба вы получаете досудебную претензию с требованием прекратить использовать название вашего собственного предприятия. При смене наименования вам нужно будет нести затраты на проверку и регистрацию нового знака, смену вывесок, а самое главное - на привлечение клиентов к новому названию.
В Воронеже существует сеть салонов оптики «Точка зрения». В определенный момент между владельцами произошел раздел магазинов сети. Один из собственников оказался более расторопным, подал заявку и зарегистрировал товарный знак. Другому владельцу пришлось заменить название на «Очио» (один из магазинов сети находится при входе в торговый центр «Галерея Чижова»). Наше бюро придумало слово «Оччио» и зарегистрировало его в качестве товарного знака. Этого можно было избежать при своевременной регистрации товарного знака.
2. Позволит избежать лишних затрат
Нередко случается, что собственник решает зарегистрировать товарный знак, но оказывается, что название уже занято. При этом всё равно есть ряд способов зарегистрировать его. Например, получить согласие у владельца или аннулировать мешающую регистрацию. Но нужно понимать, что все они связаны со значительными затратами. За согласие, скорее всего, затребуют значительную сумму. Есть ряд недобросовестных организаций, так называемые неймсквоттеры, которые как раз и занимаются тем, что регистрируют на свое имя знаки, а потом продают согласия или сами знаки. Самые из известные из них - «Ассоциация делового сотрудничества ветеранов Афганистана «МИР» и «Новые технологии». Первые, например, зарегистрировали на своё имя более тысячи знаков.
Одна из самых старых и крупных строительных фирм Воронежа - компания «Выбор» - лишь недавно обратилась в наше бюро (и знак мы зарегистрировали). Но за долгое время была произведена масса регистраций товарных знаков со словесным элементом «выбор». И каждую нужно было аннулировать. Коммерческое предложение от нашего бюро вышло на сумму более полумиллиона рублей, хотя на начальном этапе это можно было бы сделать в 10 раз дешевле.
3. Вы сможете продавать франшизу
Успешные компании рано или поздно приходят к вопросу о предоставлении прав на использование своего бренда и стиля работы. Главнейший вопрос, который при этом возникает - есть ли у владельца свидетельство на товарный знак. И если у вас его нет, с вами никто не будет разговаривать. Многие в Орле знают сеть закусочных «Вюрстер». Их «фишкой» стали австрийские, немецкие, швейцарские и другие европейские колбаски на французских и датских булочках под фирменными соусами. Сеть зарегистрировала в нашем бюро товарный знак и выходит на всероссийский уровень франчайзинга.
4. Никаких проблем с судами и иными госорганами.
Зачастую производятся регистрации сходных товарных знаков или для похожих услуг. И затем владельцы этих знаков могут предъявить претензии вам.
Например, предприниматель из Чебоксар зарегистрировал товарный знак «Армада» для услуги «продвижение товаров», но при этом посчитал, что воронежский торговый центр «Армада», который лишь сдаёт в аренду помещения, нарушает его право. Был подан иск в Арбитражный суд Воронежской области. Наше бюро составило заключение для суда, в котором разъяснило отличия данных услуг. В итоге воронежская «Армада» выиграла.
Ещё один пример - недавнее дело
Ещё один пример - недавнее дело «Кулинарной лавки Варвары». Многим воронежцам известна эта лавка с вкусной едой. Московская сеть, владеющая товарным знаком «Кулинарная лавка братьев Караваевых», посчитала, что он сходен до степени смешения с «Кулинарной лавкой Варвары» и что якобы воронежцы будут путать эти заведения. Было подано заявление в Федеральную антимононопольную службу. Наше бюро представляло «Кулинарную лавку Варвары». Дело мы выиграли. Но потребовались несколько социологических опросов, исследований специалистов-лингвистов и масса времени. Всего этого можно было избежать, если бы знаки «Армады» и «Кулинарной лавки Варвары» были зарегистрированы своевременно.. Многим воронежцам известна эта лавка с вкусной едой. Московская сеть, владеющая товарным знаком «Кулинарная лавка братьев Караваевых», посчитала, что он сходен до степени смешения с «Кулинарной лавкой Варвары» и что якобы воронежцы будут путать эти заведения. Было подано заявление в Федеральную антимононопольную службу. Наше бюро представляло «Кулинарную лавку Варвары». Дело мы выиграли. Но потребовались несколько социологических опросов, исследований специалистов-лингвистов и масса времени. Всего этого можно было избежать, если бы знаки «Армады» и «Кулинарной лавки Варвары» были зарегистрированы своевременно.
5. Товарный знак повысит капитализацию вашего предприятия.
Товарный знак относится к нематериальным активам. Он может быть внесен в уставной капитал, причем стоимость его может быть весьма значительной. К примеру, знак «Домик в деревне» оценивается в 309 миллионов долларов (по данным «Интербренд групп»). Но это уже раскрученный бренд. Многие организации, не желая ждать, пока закончится процедура регистрации, готовы купить готовый товарный знак. Стоимость, конечно, зависит от самого знака, но она всегда выше затрат на регистрацию.
Мы рекомендуем при выборе названия предприятия сразу проводить проверку и регистрировать его. Может оказаться, что знак уже зарегистрирован, и то наименование, которое показалось вам удачным, уже давно зарегистрировано. Лучше сразу выбрать новое, чем потом иметь проблемы с правообладателем.
Если у вас предприятие давно существует, но товарный знак не зарегистрирован - также нужно провести проверку и оценить возможность регистрации его. Часто бывает, что организация уже обращалась в патентное бюро и проверка показала невозможность регистрации. Однако ситуация меняется. Например, мы проводили регистрацию товарного знака завода «Ромакс» - крупного воронежского производителя сельскохозяйственных машин. Несколько лет назад они обращались в другое патентное бюро и им вполне справедливо противопоставили один зарегистрированный товарный знак. Однако прошло время и владелец товарного знака прекратил существование по процедуре банкротства. Мы проанализировали ситуацию и успешно зарегистрировали товарный знак.
ДМИТРИЙ ВАСИЛЕНКО,
ПАТЕНТНЫЙ ПОВЕРЕННЫЙ РФ 1294