Найти тему
Медиашкола

2 мантры Facebook

Оглавление

В 2006 году Марк Цукерберг отказался продавать Facebook за 1 миллиард долларов. Позднее предложение увеличилось до 15 миллиардов, но и тут случился отказ. Несмотря на то что соцсеть ещё была никому не известна, а Марк даже не окончил институт, он доверился интуиции и стал развивать её как считал правильным.

Так появились две мантры.

«Move fast and break things»

Так звучит главная мантра Facebook: «Быстрее — разрывая шаблоны». Чтобы сделать успешный продукт, нужно понять, чего хочет аудитория. А для этого нужно экспериментировать и делать ошибки. Следить за реакцией пользователей: «Им нравится? Им не нравится? Они замечают? А может быть, игнорируют?»

Выходите на рынок → собирайте обратную связь → меняйтесь. Снова и снова.

Рид Хоффман, основатель «LinkedIn» и «Greylock»

Возможно, продукт ломается при определённых условиях. Возможно, он охватывает лишь часть заявленной аудитории. Возможно, люди используют его по-другому, а не как вы хотели. Единственный способ выяснить это — опробовать в реальных условиях с настоящими пользователями.

Как замечает Рид Хоффман: «Если вы довольны первым релизом, значит стартовали слишком поздно». Баги на ранних этапах не навредят продукту, но что ему по-настоящему навредит — медлительность. Чем быстрее люди полюбят его, тем быстрее вы добьётесь успеха.

Представьте, что первый релиз — это черновик, который стыдно показать учителю. Если вы переживаете, что работа несовершенна — это нормально. С этим сталкиваются все медиа-менеджеры. Главное, справиться с неуверенностью, выйти на рынок и собрать обратную связь. Это гораздо важнее, чем бесконечные бета-тесты.

Сьюзан Данзигер, основатель «Ziggeo»

Иногда люди сами не знают, чего хотят. Например, если в Facebook вас отмечали на фотографии, она появлялась у друзей во френдленте. Поначалу это отпугивало людей, но потом все привыкли, а функция стала неотъемлемой фишкой соцсети.

После Гарварда мы пришли в Йель, и гарвардцы отреагировал так: «Серьёзно? Эти ребята?» Затем мы запустились в Колумбии, и уже ребята из Йеля сказали: «Серьёзно?» Потом была Индиана, и угадайте, как отреагировали колумбийцы?

Марк Цукерберг

Для компании мантра оказалась решающей, но, когда штат разросся до тысяч сотрудников и миллионной аудитории, стало сложнее претворять её в жизнь. Так родилась новая.

«Move fast… with stable infrastructure»

На ранней стадии инженеры игнорировали многие баги, лишь бы развиваться быстрее. Баги накапливались, и отладка отнимала всё бо́льшее время. Страдала стабильность платформы.

Поэтому в компании сосредоточились на инфраструктуре. Так родилась новая мантра: «Быстрее — с прочной инфраструктурой». Она защищала соцсеть от сбоев и перегрузок. Инженеры по-прежнему провоцировали баги, но главное — без вреда для платформы.

С новой мантрой пришла и эра массовых экспериментов. Может быть до 10 000 версий Facebook, причём одновременно. Если инженер хочет что-то проверить, то запускает зеркало, скажем, для 10 000 или 50 000 человек. Далее менеджер смотрит, как работает идея: «Люди стали больше общаться? Делиться постами? Активнее заводить друзей? Как изменился доход? Сколько стоил эксперимент?»

В компании бытует история о стажёре по имени Бен. Он хотел выяснить, как не уронить сайт, и случайно запустил баг. В результате, Facebook отключился на 30 минут, а для медиа-индустрии — это сумасшествие. Тем не менее, его наняли в штат, а метод получил название «теста по Бену». Благодаря этому в компании пересмотрели систему безопасности, а «тесты по Бену» стали классикой.

Если инженер хочет что-то опробовать — что ж, почему нет? Это уничтожит компанию? Нет? Тогда пусть пробует. Как минимум, мы научимся новому, приобретём опыт.

Марк Цукерберг

Чем масштабнее продукт, тем медленнее он развивается. На это есть несколько причин: инфраструктура сложилась и менять её всё тяжелее; обновления могут привести к новым багам; люди привыкли к продукту, и поэтому перемены сулят риски.

Тем не менее, XXI век — это век конкуренции: примеры MySpace и Friendster, главных конкурентов Facebook, именно об этом. Если продукт недостаточно гибок, чтобы адаптироваться к новым условиям, завтра он погибнет. Люди консервативны, но они с радостью уйдут туда, где удобнее. И поэтому даже большим кампаниям, словно стартапам, стоит экспериментировать и пробовать новое. И от того, как выстроены эти процессы, зависит не только успех, но и сама жизнь продукта.

«Если вы довольны первым релизом, значит стартовали слишком поздно». Главное — не выпустить совершенный продукт, а собрать обратную связь. Ведь идеальный, но бесполезный, — он всё равно может быть никому не нужен.

Тем не менее, это не значит, что релиз должен вгонять в краску или вызывать чувство стыда. Нет, но он должен смущать. Замешательство не пройдёт ко второй или третьей версии, даже если есть имя и миллионная аудитория, и это нормально. И чем необычнее продукт, тем дольше оно продлится и тем будет сильнее.

Возможно, продукт не удастся вне зависимости от того, как поздно вы вышли на рынок. С каждой попыткой вас ждут либо смущение, либо полный провал. Но по другую сторону и того, и другого — вас ждут возможности.

Автор перевода: Данила Воронов

Источники:

1. Masters of Scale with Reid Hoffman. Episode 4: «Imperfect is Perfect»