Часто с друзьями и знакомыми петербуржцами спорим о том, насколько натуральными должны быть продукты, которые мы употребляем в пищу, да и насколько нам самим эта натуральность нужна. Мода на "фермерское", "эко" "био" и прочую "красоту" появилась в больших городах несколько лет назад и Питер, конечно же, не исключение.
В 2013 году я работал в проекте по производству молочных продуктов. Мы старались делать максимально натуральную продукцию - никаких пальмовых масел, минимум химии. Но йогурты, которые многие из нас очень любят, без химии не делались. Когда вы видите в магазинах красивые разноцветные и ароматные бутылочки, которые, к тому же, прекрасно хранятся 14 или даже 30 суток, всегда помните, что химия там присутствует. Мы честно говорили об этом своим покупателям: молоко натуральное, не порошок, но наполнитель делаем не сами, заказываем на одном из предприятий в Нижнем Новгороде, там есть консервант, загуститель, краситель и ароматизатор.
Люди, разумеется, требовали натурального. Что ж, желание клиентов - закон. Мы добавили в йогурт натуральные ягоды вишни/клубники, добавили абрикос, ещё что-то, не помню уже. И что же у нас получилось? А получилась у нас субстанция серого цвета, без особого вкуса, без запаха и без нормальной консистенции. К тому же, бутылочки с йогуртом начали вздуваться уже к концу первого дня продаж, хотя должны были храниться 5 суток. В итоге те самые покупатели, которые просили нас о натуральном продукте, теперь уже просили вернуть "те цветные бутылочки с ароматным йогуртом", поскольку их дети просто отказывались пить эту серую массу.
Поэтому, когда я слышу от многих людей пожелания о том, чтобы питаться исключительно натуральными продуктами, я задаю им вопрос: насколько они знают эту "кухню", ведь натуральное не всегда приятно. Я не фанат того, что производят российские производители, нет. Говорю лишь о том, что нам, нашим потребителям, необходимо ещё учиться и учиться, чтобы понимать, где и какие продукты, понимать их свойства, и голосовать рублём не безумно, а с умом!
К слову, большинство так называемых "фермерских" лавок и магазинов - это не более чем обман потребителя. Сейчас в России модно называть всё именно так, хотя никаких регламентирующих норм о том, что есть "фермерский", "эко" или "био" товар, у нас в стране нет. Следовательно - всё это чистый маркетинг, а степень того, насколько тот или иной продукт "фермерский", зависит исключительно от совести производителя/продавца.
Когда вы видите в крупных гипермаркетах так называемые "фермерские полки", задайте себе вопрос, может ли фермер обеспечивать ежедневные поставки высококачественной продукции в несколько десятков крупных магазинов. Вряд ли. К сожалению, в России пока нет модели, например, финского Valio, при которой тысячи фермеров обеспечивают потребности в сырье этого промышленного гиганта. Поэтому то, что продается в крупных магазинах - это, скорее всего, промышленная продукция, просто выше качеством, чем продукция массового сегмента. Однако даже здесь надо быть внимательными. В ближайших публикациях буду более полно раскрывать тему молочного рынка Санкт-Петербурга, по которой можно будет сложить картину и для страны в целом.