Пожаловаться на руководителя – милое дело. Порой внутри компании это любимая тема кулуарных междусобойчиков: погневаться на директора, его неадекватность, несправедливость и незнание того, «как надо правильно».
Пожаловаться на подчиненных – тоже милое дело. Все просиживают штаны, желания работать нет, горящих глаз и искренней заинтересованности в результате тоже, некому работать, кругом лентяи и бездари, – жалуются руководители.
Ох уж этот кадровый вопрос… Самый острый в наших трудовых буднях. И где истина? Кто прав во взаимных обвинениях? На чьей стороне правда? Конечно, каждая ситуация имеет свои особенности и множество подводных камней. Но мы попробовали немного разобраться во взаимодействиях руководителя и подчиненного и предложили высказаться обеим сторонам по существу.
Эта статья - для руководителей, здесь разговор пойдёт о том, как заинтересовать подчиненных и мотивировать их трудиться продуктивно. Опросив офисных и не только сотрудников, мы выяснили, какие методы руководства для них наиболее приемлемы и комфортны; какая обратная связь от руководства вдохновляет, а после чего опускаются руки.
Всем участникам исследования мы задали два одинаковых вопроса:
1. Если возникает апатия и работать становится лень, какие действия руководства приводят вас в профессиональный тонус?
2. Когда вы находитесь на пике вдохновения и продуктивности, какие действия руководства отбивают все желание работать дальше?
И вот, что они нам ответили.
Елена, 35 лет, директор по маркетингу в области ритейла
! Меня очень сильно мотивирует активность самого руководства, заинтересованность в проекте, неординарные задачи, анализ деятельности - все это вдохновляет и приводит в профессиональный тонус. Конечно, продуктивная оценка знаний и деятельности также вдохновляют на покорение новых вершин и приобретение знаний.
!! Непонимание задачи, искусственное затягивание процессов руководством, обесценивание профессиональных навыков – отбивают желание работать на результат и жить работой.
Виктория, 36 лет, менеджер по коммуникациям Московского Клинического Научного Центра
! Из профессиональной апатии выводит предложение руководителя пойти на курсы повышения квалификации, поехать в познавательную командировку или важное и достаточно сложное задание, которое подчеркивает, что именно мне оно по силам.
И, конечно, щедрая и в то же время адекватная похвала. Для меня вообще положительная отметка - это всегда мотивация развиваться, идти дальше, делать лучше, больше и круче, чем раньше. Ради адекватной оценки моего труда я готова свернуть горы.
!! Режим «всё плохо», «вполне», «на троечку», «ну, хотя бы так» - вот мой личный убийца продуктивности и творческих поисков. Плюс, откровенно выраженное недоверие и регулярные перепроверки «у своих людей» моего профессионализма.
Ольга, 39 лет, специалист-консультант, налоговая отчетность по ТКС, декларации 3НДФЛ
! В моей работе апатия наступает лишь в моменты, когда нет постоянного потока клиентов. В такие периоды мой мозг скучает, и даже профессиональной литературы и статей хватает ненадолго. Чтобы меня расшевелить, посоветую своему руководству постановить в этот момент мне новые перспективные задачи, похвалить; естественно, денежная мотивация (куда без этого).
!! Лично мне необходимо, чтобы мою работу замечали и отмечали. Если этого не происходит, то и стимул работать продуктивно на максимуме возможностей и желания проходит. Необоснованная критика, отказ обсуждать новые предложения и идеи также сводят на нет мою эффективность и желание работать.
Алексей, 37 лет, директор магазина
! В первой ситуации вдохновляют либо большое количество задач, требующее расстановки приоритетов и дальнейшего выполнения, либо просто ОЧЕНЬ ВАЖНАЯ и ОЧЕНЬ СРОЧНАЯ задача!
!! Во второй ситуации - самое лучшее, что может сделать руководство - НЕ мешать! Ну, разве что осуществлять разумный промежуточный контроль, чтобы результат вдохновенного труда оказался нужным!
Екатерина, 30 лет, маркетолог
! В профессиональный тонус быстро приводят грамотное планирование, четкая постановка задач и профессиональное доверие руководителя. Если есть четкий план работы с интересными задачами и проектами, в которых ты можешь освоить новые навыки, самореализоваться и поэкспериментировать , то желание работать зашкаливает. Если еще возникает срочная и интересная задача, а вокруг команда единомышленников, то можно совсем перейти в режим нон-стоп и думать о работе ночью. А от премии и похвалы по итогам могут вырасти крылья и бесконечная лояльность к работодателю.
!! Больше всего выбивает из колеи неясность задач и перспектив из серии «иди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что», «мы что-то хотим, а ты сама должна понять что и как». В итоге ты бьешься как рыба об лед, результаты не радуют ни тебя, ни руководство, как снежный ком нарастают обвинения с обеих сторон и желание работать сводится к нулю.
Мы попросили прокомментировать мотивационные составляющие работы наших экспертов.
Психолог, гештальт-терапевт Ирина Блаженова:
Однажды я работала вожатой в детском лагере с очень насыщенной программой: надо было успевать готовить игры, репетировать номера, рисовать газеты… К третьему дню я окончательно выдохлась в попытках контролировать и подгонять. Хорошо, что рядом была опытный педагог. Она дала мне отличный совет, которым я успешно пользуюсь больше 10 лет в управленческой деятельности.
Можно говорить: «А ну-ка быстрее! Почему до сих пор не сделано?!»
Или так: «Ой-ой-ой, смотрите, как здорово! Ничего себе как интересно, бегите скорее тоже посмотреть!»
В первом случае мы работаем через принуждение, подталкивание и контроль. Это жутко утомляет и злит. Во втором – через собственный интерес и увлечение других. Это требует меньше усилия, а чем больше людей вовлечено, тем зажигательнее и интереснее становится всем. Такой эффект заражения действует на уровне нейронов, противостоять ему практически невозможно.
Сильно демотивирует игнорирование, отсутствие обратной связи. Еще с детства многим известная история. Если получил в школе 2 – это трагедия, все это бурно осуждают. А на 5 никакой реакции, хорошие оценки воспринимаются как само собой разумеющееся. Когда успехи никак не отмечаются, желание к ним стремиться сильно падает.
Конечно, в вопросах мотивации нет универсальных рецептов. Желания разных людей в разные моменты времени отличаются. Есть общие тенденции и задача хорошего руководителя - выявить настроение и состояние подчиненного и вовремя дать ему волшебный пинок.
Шикарева Юлия, Руководитель группы подбора персонала GC SPS
Коллеги! Универсального инструмента нет, как нет и двух абсолютно похожих людей. Наши отличия друг от друга и дают ту совокупность факторов, которая лучше всего будет мотивировать того или иного человека.
Для того чтобы понять мотивацию другого человека, важно знать, чем он живет? К чему стремится? От чего бежит? Какие у него приоритеты в жизни? Какие ценности?
Только обладая полной информацией, можно подобрать ключик к человеку.
При этом, безусловно, можно выделить несколько основных типов мотивации, наиболее распространенных на сегодняшний день.
- Материальная. Пожалуй, лучше всего подходит для сотрудников отделов продаж или тех областей, где работник сам регулирует уровень своего дохода. Здесь все просто: если есть результат, есть и премия. Больше результат - больше премия.
- Профессиональный рост. Таких сотрудников нужно «подпитывать» обучением. Получение новых знаний ведет к приобретению новых навыков и, конечно, к профессиональному развитию.
- Карьерный рост. Такие сотрудники могут стать вашей правой рукой, если делегировать им часть своих должностных обязанностей. Так вы несколько освободите себя от работы и прекрасно мотивируете работника.
- Признание. Такому сотруднику важно понимать, что компания (руководитель - в частности) ценит его и его работу. Верным подходом к этому человеку станет предоставление обратной связи (ни в коем случае не отрицательной!!!) по его работе. Но что делать, если такой индивидуум «накосячил»? Здесь можно использовать правило бутерброда: похвала – указание на ошибку - похвала. Тогда сотрудник услышит, где был не прав, но при этом не потеряет своей мотивации к работе.
- Личные отношения. Данному типу человека важно быть понятым в коллективе и иметь возможность поделиться своими внутренними проблемами на работе. Он будет счастлив, если руководитель в курсе, когда день рождения у его собаки, сколько зубов выпало на прошлой неделе у ребенка и как дорого стоит ремонт в школе. В этом пункте стоит напомнить, что всё в этой жизни хорошо в меру. Главное – не переборщить.
Этот список может продолжаться бесконечно долго. Важно понять одно: чем лучше вы знаете своего сотрудника, тем больше способов мотивации будет у вас в руках.
Поговорите с членами коллектива, каждый из них индивидуален по-своему!
Руководители! Надеемся, мы натолкнули вас на правильные мысли, вы сделаете выводы и, если нужно, то смените курс. В следующем материале поговорим с вами и узнаем, что представители руководящих должностей думают об эффективности подчиненных и о каких сотрудниках мечтают они.