Одна из задач, которую решает железнодорожный транспорт на металлургическом комбинате - доставка жидкого чугуна на конвертерное производство, где в сталеплавильных агрегатах-конвертерах путём его продувки воздухом или кислородом будет получена сталь.
О том, как это делается, я расскажу на примере железнодорожного транспорта Новолипецкого металлургического комбината.
Выпуск жидкого чугуна из доменной печи осуществляется в специальные вагоны - чугуновозы.
Чугуновоз представляет собой ковш, размещенный на лафете, представляющем собой раму, опирающуюся на две стандартные железнодорожные тележки. Ковш не закреплен на раме "наглухо", он съемный - на конвертерном производстве ковш захватывается мостовым краном, который переливает из него чугун в чугунозаливочный ковш конвертерного цеха. Поэтому ковш оборудован специальными цапфами - для его фиксации на раме чугуновоза и для возможности захвата краном и перелива чугуна.
Температура чугуна в ковшах составляет 1250 - 1300 градусов по Цельсию. Внешняя температура ковша обычно не превышает 80 градусов. При этом среднее понижение температуры жидкого чугуна в чугуновозе составляет порядка 5 градусов в час.
Достигается это благодаря особой геометрии ковша - он имеет грушевидную форму, благодаря чему минимизируется площадь внутренней поверхности. Кроме того, конструкция ковша предусматривает довольно серьезную термозащиту, обеспечивающую сохранение температуры жидкого чугуна и предотвращающую разрушение ковша под действием высоких температур.
Ковши для перевозки чугуна не так просты, как кажутся с виду. Снаружи они обшиты защитными листами толщиной 25 мм, а внутри чашу футеруют огнеупорным шамотным кирпичом. Между футеровкой чугуновозного ковша и телом чаши делают асбестовую теплоизоляционную прокладку.
От технического состояния ковша зависит не только падение температуры чугуна за время транспортировки, но и вообще его цельность. Для регулярного осмотра ковшей, их технического обслуживания и футеровки на комбинате работает три депо подготовки ковшей (два при первом доменном цехе и одно - при втором).
Тепловозы заводят ковши на литейный двор доменной печи. На разливе чугуна и погрузке шлака манипуляцию ковшами осуществляют электрические толкатели.
После выпуска чугуна ковши подхватываются тепловозом и отправляются на конвертерное производство. В состав поезда для перевозки чугуна обычно входит три - четыре чугуновоза, а скорость его движения может составлять до 5 км/ч.
Наблюдать движение чугуновоза очень интересно. Представьте такую картину: ты стоишь возле путей, а мимо тебя не спеша проходит маневровый тепловоз, увлекая за собой три ковша. Ты знаешь, что он ведет ковши с литейного двора доменной печи в конвертерный цех. Ты понимаешь, что в этих ковшах жидкий чугун и его температура гораздо больше 1000 градусов, но ты не чувствуешь жара. Состав плавно проплывает мимо тебя. Ковши, мерно раскачиваясь, не спеша скрываются за поворотом.
Вот так железнодорожный транспорт решает задачу, жизненно необходимую для металлургического производства.
Полный рассказ о железной дороге Новолипецкого металлургического комбината - здесь.