Впереди апрель, скоро открытие мотосезона, а значит очередной мой материал я посвящу именно мототеме.
Но пока эта статья будет некой вводной частью, она не будет содержать разборов конкретных ситуаций, т.к для начала я хотел бы подробно изложить свое отношение к мототехнике и к ее безопасному использованию. То, что я буду писать дальше, абсолютная дикость для большинства байкеров (думаю, что процентов так для 80), но я верю и вижу на дорогах, что постепенно это большинство снижается, и при правильном подходе к пропаганде БДД может стать меньшинством, примерно таким же, как мы сейчас имеем среди автомобилистов. Нулевым, правда, оно боюсь не станет, социальных слоев не содержащих ни единого неадеквата, я пока еще не встречал :)
Я не первый год пропагандирую безопасную езду в мотофорумах и просто при личных разговорах с мотоциклистами. За это время я заметил интересную особенность: байкер зверь стадный, и при личном разговоре за кружечкой кофе честно признает, что да, надо бы ездить поспокойнее и я вообще прав в части моей тактики безопасности. Но вот как только он попадает в общество себе подобных, тот же мотофорум или просто тусовку некоего количества других мотоциклистов, он сразу начинает обвинять меня в девочкости и призывать вспомнить, что в России байкер должен иметь большие стальные шары. Впрочем, даже байкеры с шарами не могут противостоять асфальту, столбу или не менее стальному бамперу Газели. И об этом они вспоминают слишком поздно.
Поэтому, если кто-то не знает, есть такой канал на YouTube, называется “В Шлеме” и там у них есть такая программа “Разбор полетов”. Прежде, чем читать эту и последующие статьи, я настоятельно рекомендую посмотреть все ее выпуски, их на данный момент по-моему 12, они примерно по 10 минут. Ссылка на канал здесь.
Я на 100% солидарен с моим тезкой Андреем Гавом, ведущим данную программу. Если после просмотра данных видео вы готовы продолжать, то поехали дальше.
Я постоянно езжу на мотоциклах (у меня их два, зачем и почему два, и какая у какого роль расскажу в отдельной статье) в самом мото- и автозагруженном городе России - Москве. Именно здесь, в регионе с огромным населением и крупнейшим автопарком, нужно быть особенно внимательными и вдумчивым, ведь вне зависимости от того, кто будет прав юридически, физически мотоциклисту достанется больше.
Итак, первая причина большого количества ДТП с мотоциклами и погибших в них в России и СНГ, это (нет, не скорость, мы пока не говорим о деталях, о них в развернутых статьях) неправильное отношение к мотоциклу. Мы живем в такой части планеты, где мы можем ездить на мотоцикле 6-9 месяцев в году, потому большинство людей не может иметь его как основной транспорт, лишь как сезонный. Отчасти из-за этого, мотоцикл в нашей стране воспринимается как аттракцион, а не как транспортное средство для доезда от дома до работы. И отчасти поэтому, имея так мало солнечных и сухих дней в году, российский байкер старается выжать весь адреналин из надпочечников за получасовой трип “дом-офис”, ведь завтра будет дождь, а через месяц опять зима. Я же призываю всех мотоциклистов в первую очередь изменить это отношение. Удобство использования мотоцикла в городе миллионнике (а уж в Москве-то особенно) очевидно - нет проблем с парковкой, нет проблем с пробками, нет заходов в душный летний общественный транспорт. Я не буду в этой статье разворачивать тему эффективной эксплуатации мотоцикла, об этом мы поговорим отдельно, так как тема обширная.
Когда вы начтете относиться к мотоциклу так же, как вы относитесь к своему автомобилю, и начнете ставить себе цель доехать целым и невредимым, иметь прогнозируемое время пути, получить удовольствие от поездки, а не проявить свои амбиции и порвать всех на каждом светофоре, ваша мотоциклетная жизнь заметно удлиниться. Еще я рекомендую при каждом откручивании ручки в отсечку на старте и во время полета на скорости 140 км/ч по Ярославскому/Ленинградскому/Варшавскому шоссе представлять, как расстроится и что будет чувствовать ваша жена, дочь или мама, когда к ней на порог придут сотрудники полиции с плохими новостями.
Да и вообще. Во-первых рвать со светофора легковые автомобили банально глупо, любой 600-1000 кубовый байк мощнее 99% автопарка вокруг, и ценность “разрыва” окружающих не превышает отбирания конфеты у 5-летнего ребенка профессиональным боксером. Во-вторых именно резкий разгон, которого не ожидает автомобилист, никогда не ездивший на мотоцикле и не представляющий его динамики является наиболее частой причиной ДТП, которые заканчиваются плохо. Ну и в-третьих, откручвание на каждой передаче до 12000 об/мин сопровождается крайне высоким шумом даже на полностью стоковом мотоцикле, что формирует негативное отношение к мотоциклистам жильцов домов, выходящих на дорогу.
Я думаю, что написанного выше достаточно для того, чтобы понять, в каком направлении пойдет наша дальнейшая беседа и как будут выглядеть будущие статьи.
Если вы готовы меняться, или уже считаете себя приличным и спокойным байкером, а может напротив, считаете, что я позор и тряпка мотосообщества, я предлагаю подписаться на канал и участвовать в обсуждении предлагаемых мной мер безопасной езды. Если какие-то меры кажутся вам кардинально отличающимся от общепринятых принципов, то ждите отдельную статью про развенчание “мото мифов”, и, даже если вы не согласны, делитесь своим опытом, мы вместе будем искать решения выхода из различных ситуаций и пополнять нашу общую копилку опыта. В конце концов, даже тем, кто в корне не согласен ездить так, как я предложу, я все равно рекомендую прочитать каждую статью до конца. Назовите меня девочкой или тряпкой, но возможно, в какой-то ситуации ваш мозг быстро и своевременно достанет с полки прочитанное и убранное туда и вы с честью и без ссадин выйдете из какой-нибудь сложной ситуации. Хотя моя основная тактика - научиться вообще не допускать их.
Дискуссии доступны в группе “Безопасные дороги”