Найти тему
Продавец света

Не плюй в колодец!

Народная мудрость категорически требует — не плюй в колодец! И здесь мы с ней категорически согласны. Между прочим, у нас в почёте далеко не все общеизвестные изречения. В частности, мы считаем, что некоторые пословицы и поговорки являются воплощением социальных стереотипов, мешающих строить и развивать собственное дело (в книге об эффективных отношениях разбору этих стереотипов посвящена целая глава). Но не эта!

Немногим более месяца назад у нас была ситуация, когда владелица цветочного магазина решила вольно трактовать ситуацию ложного вызова. Формально она за него заплатила, но не столько, сколько он обычно стоит, а сколько сама посчитала правильным. Со стороны это выглядело очень некрасиво — мол, радуйтесь тому, что вам хоть что-то дают, и проваливайте побыстрее!

Ну это такой вот манёвр, что чего-то заплатил, чтобы снять с себя ответственность, но ведь это «чего-то» никак не согласовано с противоположной стороной! Известно, что себестоимость (организационные затраты) заказа составляет 0,7 условных тугрика. Если все вдруг решат, что достаточно платить половину условного тугрика за ложный вызов, то смысл реагировать на заявки пропадёт. Попытки привезти даму в чувство, это всё объяснить понимания не встретили. Не доходит через голову — ладно, в такой ситуации взяли то, что дали, и занесли магазин в серый список. Это с учётом предыдущих заслуг, а вообще не грех такими «друзьями» и чёрный список пополнять.

И вот во время предзавального состояния, в котором мы прибываем последние полтора месяца, она звонит и говорит: «Приезжайте, тут надо сделать ещё кое-что».

На что диспетчер ей отвечает: «А Вы знаете, мы Вас занесли в чёрный список».

Хотя список был на самом деле «серый», но в мастер-группе эта ситуация разъясняется в разделе «Как правильно отказывать потенциальным заказчикам». Какова мораль истории? Не плюй в колодец, напиться придётся.

Женщина кричала, что, да там она была не права, что она доплатит, то что не доплатила в прошлый раз и оплатит эту работу. Но у нас есть реальные механизмы её наказания, если она затеет повторный кидалово? Да, механизмы есть, но себестоимость данных действий опять же очень высока и во многих случаях, когда вроде бы и надо решить вопрос таким образом, приходиться от этого решения отказываться. По экономическим соображениям, а не по моральным.

Поэтому в такой ситуации проще от неё отказаться. Диспетчер так и сказал — достаточно одного эпизода недостойного поведения, чтобы прекратить с Вами нормальные деловые отношения.

Можно ли было поступить по-другому? Пожалуй, да — в том случае, если Вы наоборот испытываете недостаток заказов, и  Вам срочно нужны деньги — заработать бы хоть что-нибудь, хоть как-нибудь. Но и в этом случае верить пустым обещаниям, данным по телефону, я бы не советовал. Вот у неё есть долг 0,5 условного тугрика. Дальше — та работа, которую она предлагала сделать, она в общем-то была не очень-то сложная и тянула на минималку — на два условных тугрика. В ситуации, когда Вам надо заработать, нужно потребовать согласно правилу Татьяны Владимировны стопроцентную предоплату. Всё же в идеале – это долг (0,5 тугрика) + максималка, то есть + пять тугриков, но нижний предел разумного компромисса – это два с половиной тугрика, это долг 0,5 + минималка.

Сейчас существует масса возможностей внести предоплату бесконтактным методом: её можно положить на телефон, её можно перевести на банковскую карту, ее можно отправить электронными деньгами. Если бы предоплата последовала, ещё раз повторю, хотя бы в размере двух с половиной условных тугриков, тогда связываться, наверное, можно было бы. А если нет, то я Вас отговариваю этим заниматься даже в ситуации острой нужды в деньгах.

Ну вот, пожалуй, и всё. Конечно, можно было вывести мораль и ткнуть носом некоторых недобросовестных предпринимателей в эту ситуацию, но не будим культивировать иллюзии. Человек – это человек. Будь он обыватель, будь он предприниматель, многое зависит от его мотивации. Если человеку нужны услуги электрика, он готов заплатить. Если ему они становятся резко не нужны, и энтузиазм по оплате ложного вызова конечно не такой, как энтузиазм, как по оплате реальных услуг электрика, когда требуется что-то сделать. Но это не значит, что мастерам это должно нравиться. Если Вы будете злоупотреблять доверием и порядочностью электротехнических служб, то можете попасть в щекотливую ситуацию как эта женщина — к Вам тоже откажутся ехать. Хотя её надежда на то, что к ней побегут по первому зову была не лишена оснований — в нашем мире, к сожалению, полно осликов, готовых работать ради привязанной перед ними морковки, и среди наших коллег, увы и ах, такие специалисты тоже есть.

Почти в зеркальной ситуации недавно был салон красоты на улице Маршала Тухачевского в Красногвардейском районе СПб (вот ссылка на первый эпизод — тыц!), но последний упрекнуть не в чем — он нас нежно любить не обязан. Нашёл условия, кажущиеся более интересными — пожалуйста, не вопрос, можешь к нам не обращаться. Но если уже пришли к «общему знаменателю», договорённости надо выполнять!

Цветочный магазин в лице своей хозяйки нарушил договорённость! Если называть вещи своими именами, это подлое поведение.

Среди заказчиц (потребителей услуг электрика женского пола, или, в просторечии, баб) весьма распространён подобный подход — сначала нагадить, а потом как ни в чём не бывало просить (на самом деле — требовать) помощи вновь. Это и тётя из Красной Горки (из-под Всеволожска), и Аня из бутика на Фурштатской, и эта красавица из цветочного магазина…