Найти тему
Цех

Проверка на конформность. Когда дважды два - пять

После Второй мировой войны, когда изнанка тоталитарного режима стала окончательно видна всем, психологи заинтересовались, как именно коллектив подавляет самостоятельное мнение и навязывает единственно “правильное”. Почему миллионы людей присутствовали при массовом геноциде и не протестовали?

В 1951 году американский психолог Соломон Аш (Solomon Asch), выходец из польской еврейской семьи, провел эксперимент, который показал механизмы возникновения тоталитарного сознания. Группе из шести человек, в которой все, кроме одного, были подставными актерами, показывали отрезок, а затем спрашивали, какой из трех других отрезков совпадает с первым по длине. Актеров инструктировали давать неверные ответы.

Участников спрашивали по одному. Когда очередь доходила до того единственного человека, ради ответа которого и проводился эксперимент, он уже знал ответы большинства членов группы. Все они были неверными, и человек это осознавал, однако его первоначальная уверенность в собственном варианте ответа улетучивалась.

Аш обнаружил, что даже неявное давление группы (в форме простого единодушия) приводит к тому, что примерно 35% респондентов предпочитают согласиться с ошибочным мнением большинства, чем высказать правду.

Желание присоединиться к общему мнению оказывается сильнее, если мы разделяем ценности группы и дорожим общением внутри нее. Стремление быть частью сообщества может иметь драматические последствия, особенно если речь идет о сложных проблемах, насчет которых нет устоявшегося мнения.

Впрочем, Аш получил и обнадеживающие результаты. В одном из вариантов эксперимента один подставной участник все-таки давал правильный ответ. В этом случае только 5% испытуемых соглашались с неверным мнением большинства. Это показывает, как сильно влияет на ситуацию всего одно здравое суждение. Когда хотя бы один человек разделяет нашу позицию, отстаивать собственную точку зрения гораздо легче.

Соломон Аш писал, что интерес к механизмам воздействия группы на индивидуальное сознание возник из детского эпизода. Однажды во время праздника Песах он обратил внимание, что бабушка поставила на стол лишний бокал вина – для пророка Илии (по еврейской традиции, он считается незримым гостем на праздничной трапезе).

«Я был удивлен этим и переспросил: "Он действительно приходит? Пророк действительно пьет?” – вспоминал Аш. – Мой дядя сказал: «Если будешь смотреть очень внимательно, то увидишь, как вина станет немножко меньше».