В последние дни, будто желая оторвать прилипший к ней ярлык нищебродского городка, активизировалась «Славянка». Причём звонят, как ни странно, относительно адекватные люди. В конце прошлой недели мы выполнили два заказа (кое-какая информация об этом содержится в одной из предыдущих статей), а сегодня из Славянки позвонила женщина, которой нужно было установить светильники.
Оказалось, что светильников сразу семь. Для одного светильника (иногда и для двух) действует понятие минимального заказа. Когда светильников много, расчёт делается либо по прейскуранту, либо достигается договорённость об оплате предлагаемого объёма работы. При этом заказчик надеется на скидки с объёма, а подрядчик раздумывает (подсчитывает) и прикидывает, не будет ли при этом каких-то скрытых работ, за которые потом объективно сложно просить дополнительные деньги.
В большинстве новостроек (и в «Славянке», соответственно, тоже) строителями воспроизводится отвратительная система технологических отверстий в потолочных перекрытиях. Из отверстий торчат несуразные крюки козьмодемьянского завода с пластмассовыми шайбами-заглушками.
Если люстра или светильник-подвес устанавливается на планку (или, как ещё говорят, на монтажную рейку), то отверстие в перекрытии создаёт серьёзные неудобства. Нужно либо заштукатуривать его гипсом, либо использовать отрезки резьбовых штанг, чтобы надёжно закрепить монтажную рейку. Естественно, это не просто к обычному потолку присверлить, это достаточно серьёзная работа, которая должна по идее оплачена выше, чем среднестатистическая установка светильника.
Но и установка на крюк в таких случаях тоже не сахар. Существует масса примеров из нашей практики, из практики других электриков, когда попытки установить на подобный крюк светильники обрастали массой проблем.
Во-первых, не каждый светильник на этот крюк нормально устанавливается.
Во-вторых, очень часто – это выглядит не красиво. Допустим вследствие геометрического несоответствия колпака люстры или подвеса и пластмассовой шайбы, закрывающей технологическое отверстие в потолочном перекрытии.
Диспетчер попытался найти какой-то компромисс между желанием заказчика получить скидку с объёма и при собственном предчувствием геморрое от этого объекта. Ну и предложил сумму около десяти тугриков. На что женщина довольно адекватно отреагировала на все выше приведённые аргументы, и сказала, что всё-таки дороговато, она ещё подумает. Кстати она при этом ещё позвонила нашему другу Василию (который не Али-Бабаевич, а посему хороший человек) и установку китайских светильников, он не очень-то и любит. Василий, сразу не став сразу детально вникать в суть предложения и от него отказался.
Женщина немножко пококетничала, сказав следующее: «Я Вам скажу честно, я уже ходила в нашу управляющую компанию, и мне там сказали, что установка люстры стоит 0,6 условного тугрика».
Правда в чём проявляется более-менее так проявляется хоть какая-нибудь адекватность звонящего. Она сказала: «Правда они не уточняли как Вы, на крюк там на рейку, сложности не сложности, какая конструкция, у них всё едино».
Ну вот это вот «всё едино» оно приводит к двум вещам: либо этот товарищ с управляющей компании в обход прейскуранта компании начинает требовать дополнительные деньги и не всегда удобно ему отказать по разным причинам, либо начинает работать формула «Вы делаете вид, что Вы нам платите, а мы делаем вид что мы работаем» и работа выполняется очень плохо. Мы писали уже о падающих люстрах, и была даже обзорная статья «Осторожно, люстропад!», где эти моменты описываются, а если взглянуть на ситуацию в общем виде даже выходя из повествования светильников. Везде действует общая формула — труд должен оплачиваться адекватно. Если работа сложная, она должна быть оплачена выше среднего уровня. А как я уже сказал, установка люстры или подвеса в новостройке, как правило обрастает всякими осложнениями, начиная с необходимости исправлять технологическую безалаберность капитального строительства, продолжая проблемами, возникающими вследствие низкого качества электромонтажа в новостройках и заканчивая собственно проблемами светильников. Дополнительно поясню на счёт проблем светильников, что тенденция на рынке светотехнических изделий довольно негативная. Если какое-то время назад заплатив большие деньги можно было купить качественный европейский светильник производства Испании, Италии, Австрии, то сейчас такого нет. Вы можете с итальянской фабрики получить либо откровенно непродуманную, глупую конструкцию, которая неудобна в монтаже и в эксплуатации или эксплуатация которой чревата повышена аварийностью, с необходимостью опять же вызывать аварийного электрика и ему платить. Либо прислать откровенный брак. Как например в люстре за 250 условных тугриков в посёлке Ильичёво под Зеленогорском – вот пример пожалуйста. Ещё момент: многое из того, что формально сделано в Европе (на коробочке написано: «Сделано в Европе» или «Европейский дизайн») на самом деле производится в Китае.
Значит китайские люстры там за небольшие деньги… Китайское качество – это притча во языцех, то есть слово «Китай» во многом является синонимом низкого качества. Хотя для формирования такого образа Китая на нашем рынке много сделали и отечественные купцы, которые сюда ввозят дешёвый товар и давят на китайских производителей, чтобы те снижали отпускные цены в ущерб качеству. Да и сами китайские производители ориентированы на средний и низкий сегменты рынка (больше даже на низкий), поэтому они априори дают качество ниже среднего. Поэтому установка всех этих люстр часто обрастает осложнениями, которые надо учитывать или за которые надо брать дополнительные деньги, если честно оплачивать труд электрика.
Но вернёмся к нашей конкретной ситуации, которая происходила в «Славянке». Женщина, которая позвонила, она в данный момент живёт в другом месте, люстры по-видимому находятся уже в новой шушарско-славянской квартире, и она в ответ на просьбу диспетчера обозначить хотя бы на уровне её понимания технические характеристики пожала плечами и развела руками (хотя по телефону этого было не видно). Сказала, что не помнит на крюк она цепляется (хотя диспетчер подробно объяснял, как – это на крюк, что такое крюк, что такое серьга на люстре, всё это он объяснял, что такое планка объяснял) или ещё на что-нибудь. Но она сказала, что не помнит. Попыталась описать конструкцию люстры. Сказала, что большей части из них куплено в «Леруа Мерлен».
Одно описание походило на модный ретро стиль, когда имитируется свисающая на проводе с потолка лампочка. По-видимому, такой подвес крепился бы на крюк и проблем с ним бы не было. А вот с остальными люстрами были бы проблемы. Судя по всему, они должны были крепится к потолку на планку.
Мы посмотрели, что сейчас продают в «Леруа», и кое-что, подходящие под её описание, нашли. Надо сказать, что сайт «Леруа» в плане презентации как интернет-магазин светильников в плане их презентации, в плане презентаций технических характеристик нас порадовал. Многие вещи написаны достаточно грамотно. Но в основном продаются светильники плохие (по выше уже озвученным причинам), но оформление сайта, технические характеристики, подробности написаны в целом грамотно.
Единственное, что детская люстра под названием «Улыбка», вернее серия «Улыбка», где детей почему-то сразу превращают в безродных космополитов.
Во-первых, показывают им с самого раннего детства латинские буквы, вместо русских. Конечно, она очень хлипкая, потому что эти надписи пластмассовые и очень слабенькие.
Во-вторых, что послужило «ложкой дёгтя в бочке мёда» в описании. На сайте указано, что яркости её ламп хватит примерно на то, чтобы осветить 10 квадратных метров. И в то же время указывается, что эта люстра может использоваться в гостиной. Конечно, на вкус и цвет товарища нет, но что это за гостиная такая в 10 квадратных метров?! Это уж вообще какая-то нищета казанская! Может, какие-то ушлые застройщики сокращают размер комнат хуже, чем это было сделано при Хрущёве или предполагается, что таких люстр повешена не одна. Может, сразу семь, как в нашем случае, только не во всей квартире, а в одном помещении.
Так вот, когда диспетчер рассказал про технологические трудности, связанные с отверстием, тиражируемыми капитальными строителями, то женщина сразу сказала: «Нет, нет!» У якобы неё разноцветные провода с потолка свисают… и всё.
Тут момент интересный. В любом случае, если Вы продаёте услуги электрика, я призываю Вас не верить подобным заявлениям.
Во-первых, женщина могла всё-таки манипулировать. То есть она поняла, что люди разбираются в этих технологических нюансах и будут её подводить к тому, что её задача отличается в худшую сторону в плане сложности от стандартной задачи и, соответственно, потребуют за это дополнительных денег. Она же думает о том, как вытянуть из диспетчера обещание установить светильники за относительно маленькие деньги.
Второй вариант, она может действительно в этом не разбирается и ей как-то всё равно, она просто не обращала на это внимания.
Поэтому верить, в то, что действительно нет никаких технологических отверстий при том, что во всей «Славянке» они есть, нет оснований. Надейтесь на лучшее, но готовьтесь к худшему.
Потолочная люстра «MW Light» из коллекции «Улыбка». 5 ламп стандарта Е 14 по 40 Вт. Устанавливается на монтажную планку (присверливается к потолку). Производится, естественно, в Китае, хотя на некоторых сайтах в качестве страны-производителя значится Германия.
Подобные люстры могут крепиться и не на планку. Ниже — пример аналогичного, но подвесного светильника.