По новому Закону об образовании все школы у нас общеобразовательные, и обязаны учить любых детей. И вот в школах стали появляться дети с ОВЗ. Что с ними делать?
Понятно, что ОВЗ – понятие растяжимое. Есть дети, имеющие физические особенности, есть отстающие в обучении по причинам долгой болезни и т.д. у гас почти во всех сельских школах эти дети из группы «умственная отсталость».
Здесь тоже не всё однозначно: некоторые учиться вполне могут, а некоторые до 14 лет 2+2 сложить не в силах.
Я не знаю, как поступают в больших городских школах. Мне кажется, там возможностей больше: и класс можно создать отдельный, и штатное расписание позволяет подобрать учителей. У нас, в сельской школе таких возможностей нет. Дети с ОВЗ должны учиться в обычном классе вместе со всеми.
Я понимаю, что в этом и был смысл такого обучения: чтобы дети не чувствовали себя ущербными, получали полноценный социальный опыт и т.д. Но почему опять на реализацию хорошей, на первый взгляд, идеи бросили совершенно неподготовленных учителей, не заложив никакой базы для такого совместного обучения: ни финансовой, ни кадровой.
Я одного товарища из Министерства спрашиваю, как нам учить таких детей на практике. Он говорит, что можно создать отдельный класс. Я говорю, что нельзя. Тогда, говорит, учите вместе с другими, но по отдельной программе. То есть учитель должен практически «разрываться» на два (а то и больше) фронта, спрашиваю я. Он спокойно отвечает, что да, так и есть, всё зависит от мастерства учителя. Зато дети будут «в обществе», как и хотят их родители.
А что хотят родители остальных детей, никого не интересует? Ведь? простите, и ежу понятно, что качество урока резко упадёт при таком обучении. Внимание будет уделяться детям с ОВЗ, которым зачастую и экзамены сдавать не придётся, и дальше учиться они не собираются (у нас именно такие). А остальные в чём виноваты?
Помимо этого не забываем, что на каждого (!) такого ребёнка учитель должен сам написать рабочую программу, учитывая его возможности, особенности, динамику развития…. Не больше и не меньше. Даже комментировать не хочу.
Что касается полезности совместного обучения, есть много сомнений. Не факт, что все наши дети сразу проникнутся идеями толерантности и сострадания, и никто не будет элементарно обзываться. Да и сами дети с ОВЗ: они ведь понимают, что слабее остальных. Получается, мы эту отсталость выставляем на показ.
Многие из этих детей смогли бы, возможно, получить неплохое образование на школьном уровне, но это должны делать специалисты, которые раньше и работали в коррекционных школах. У нас их просто нет, как и нет времени, опыта, средств…
Не знаю, какие мысли по этому поводу у «верхов», но по мнению практически всех директоров и педагогов, с кем общались на эту тему, ситуация в корне неправильная. Мы взяли с «запада» внешнюю форму, а внутренне не сделали ничего для инклюзивного обучения. Ну разве только что кучу планов, отчётов и «дорожных карт» написали.
Напомню, что я говорю только пока о детях с умственной отсталостью и о сельских школах. Хотя знаю, что и с другими категориями проблем хватает.
Поддержите нас:
Жмите палец» и подписывайтесь на канал!