Найти тему
Цех

Диета лечит от депрессии: где правда?

Рацион человека не только влияет на его физическое состояние, но действует на психику — в этой идее, в сущности, нет ничего нового. Достаточно вспомнить о концепции религиозного поста. Или о взглядах Джона Харви Келлога, который дал свое имя бренду Kellogg’s Corn Flakes: он верил, что кукурузные хлопья помогают от мастурбации. В Англии XVII века считалось, что «горячая и жидкая диета» может излечить от меланхолии. Сегодня эта идея переживает новый виток популярности, причем уже подкрепленная научными данными.

Интернет предлагает множество способов поправить психическое состояние с помощью рациона. Рекламируются книги типа «Диета счастья» или рецепты лимонада из куркумы, который действует «лучше, чем успокоительное». Для ясности стоит подчеркнуть: большинство этих советов в лучшем случае бессмысленны, а в худшем — опасны. Факты говорят о том, что от депрессии помогают антидепрессанты, а лимонад (из чего бы он ни был сделан) подобного эффекта не окажет.

Тем не менее набирающая популярность «нутриционная психиатрия» (nutritional psychiatry, также можно перевести как «нутриционная терапия психических расстройств») стремится доказать, что еда и медицина — это единый путь, ведущий к психическому здоровью.

Какая диета самая здоровая

Нутрициолог Марк Хауб (Mark Haub) из Канзасского университета описывает нутриционную психиатрию как область, в которой клинические психологи и диетологи могут объединиться, «чтобы лучше понять, как питание может повлиять на душевное здоровье».

За последнее десятилетие появились многочисленные исследования, в которых здоровая диета встает в один ряд с известными методами лечения и профилактики депрессии. Конкретное определение «здоровой диеты» разнится от одного исследования к другому, но если обобщать, рекомендуется в первую очередь сытная растительная пища и продукты с высоким содержанием белка. Иными словами, кукурузные хлопья и лимонад из куркумы лучше все-таки не использовать против депрессии.

Предварительные данные подтверждают, что здоровая диета уменьшает риск возникновения депрессии. Впрочем, есть и нюансы. Большая часть этих выводов получена эмпирическим путем и не соответствуют «золотому стандарту» научных исследований.

Одно из качественных клинических исследований, действительно, пришло к выводу об эффективности одной конкретной диеты для профилактики депрессивных состояний. Но большинство пациентов, участвовавших в этом эксперименте, параллельно принимали лекарственные препараты.

Нужна наука, а не пропаганда

Тем не менее Хауб не сомневается, что в будущем нутрициологи будут играть важную роль в лечении психических расстройств, — хотя научному сообществу еще предстоит развеять немало ложных теорий на этом пути.

«Если идея слишком хороша, чтобы быть правдой, значит, она вряд ли подтвердится, — предупреждает ученый. — Всегда со скепсисом относитесь к тем, кто говорит: “Принимай эту пищевую добавку, она точно излечит депрессию”».

Исследователям в области нутриционной психиатрии также приходится мириться с тем, что они имеют дело с ненадежным объектом исследования. Ведь всегда есть те, на кого изменение рациона не подействует ожидаемым образом, например, из-за генетических особенностей.

Еще одна проблема, по словам Хауба, заключается в идеологических предубеждениях. «Если обычные люди убеждены, что диета с низким содержанием углеводов работает, скорее всего, есть исследования, которые это подтверждают, — считает исследователь. — В этом и заключается проблема нашей профессии: у нас мало ученых и много специалистов по пропаганде здорового образа жизни. А нужно, что было больше ученых».

«Пусть врачи занимаются реальным здоровьем клиентов, а ученые пусть придерживаются научных данных», — считает Хауб. Только в таком случае наука узнает больше о связи между тем, что мы едим, и тем, что происходит в наших головах.