Офицер сербских ПВО полковник Золтан стал известным на весь мир благодаря тому, что его батареи удалось в 1999 году сбить вражеский бомбардировщик американский самолет-невидимку F-117.
Это произошло во время защиты Белграда, когда он командовал 3-й батареей 250-й бригады ПВО. На тот момент батарея имела в своем распоряжении радары, зенитно-ракетные установки С-125 в количестве 4-х штук по классификации НАТО Sa-3, имеющие по четыре ракеты в каждой.
Как считал противник, они не несли бомбардировщикам никакой угрозы и поэтому они, не опасаясь, посылали бомбить ими сербские объекты, думая, что имеющиеся у них современные средства подавления ПВО полностью их обезвредят. И действительно впервые дни бомбардировок не было никаких проблем при авианалетах, и лишь по истечении 3-х дней, вдруг неожиданно был сбит F-117, неуязвимый казалось бы самолет.
Это сделал полковник Золтан и его батарея, выбрав правильную тактику ведения боя и возможности своих установок. Офицер решил вести скрытую войну, маскируя расположение своих батарей. Он предпочитал «залечь в засаду» и выжидать удобный случай, чтобы сбить самолет.
Издание Strаtеgу Pаgе отмечает, что современное ведение боя при наличии грамотного командира возможно даже и устаревшим оружием. Кроме сбитого F-117 грамотные действия Золтана не раз подтверждали правильность его тактики. Он сбил еще один самолет F-16 и сорвал ряд воздушных налетов. Благодаря грамотному действию ни одного его радара натовцам так и не удалось уничтожить.
Численность военнослужащих у него, составляла 200 человек. Это подготовленные солдаты и офицеры, в совершенстве владевшие техникой за счет регулярных тренировок.
При ведении боевых операций учитывался уровень электронной разведки. Чтобы себя не обнаружить вражескими радарами при радиопереговорах, он организовал систему кабельной связи. Также приказы отдавались и при помощи посыльных.
Расположение батареи было сложно обнаружить, ее просто «не слышали» и все это также благодаря удачному маневрированию и частой перемены места дислокации. Так, к примеру, за 78 дней бомбардировок батарея Золтана прошла десятки тысяч километров.
Все действия хорошо продумывались. Одни занимались поиском мест к переброске батареи, агенты сербской разведки несли постоянное дежурство около авиабазы в Италии и докладывали о каждом взлете самолетов по телефону в Белград.
Также имелась целая сеть наблюдателей и в самой Сербии оповещающих о маршрутах полетов. Командир изучал все характеристики F-117, получая информацию даже из публикаций газет и журналов. Эти сведения помогали ему правильно располагать радары для отслеживания невидимки.
Им была отработана специальная тактика, чтобы ДРЛО не смогли его засечь, и навести на него истребители. Он не держал постоянно включенными радары и лишь включал их на короткое время в нужный момент.
Так он смог атаковать внезапно, не давая самолету совершить противоракетный маневр, зная при этом, что F-117 достаточно неповоротлив и от выпущенной из близкого расстояния ракеты он просто не уйдет.
К тому же, в конструкцию ракеты были внесены некоторые изменения, для лучшей наводки на самолет. Эти изменения до сих пор считаются государственной тайной.
Примечательно, что бывают случаи, когда между двумя противниками в войне может сложиться мужская дружба. Так и случилось между Дейлом Зелко пилотом сбитого им F-117 и Золтаном Дани, которые спустя 12 лет встретились, и до сих пор находясь на пенсии, общаются между собой и ездят, друг к другу семьями в гости. Об этом рассказывает документальный фильм «Sеcond Mееting».
Если Вам понравилась эта публикация, ставьте "палец вверх" и нажимайте кнопку "Подписаться". А если не понравилась - посмотрите: Другие публикации канала (ссылка)