Необходимый дисклеймер: всё, что написано ниже - это не панацея, а идеи на случай, если других вариантов нет.
Любой приличный маркетолог, приступая к новой задаче, начинает с исследования. В идеале, сначала выбирается метод или методы - в зависимости от объекта и целей. Затем лучший в мире подрядчик в чётко установленные сроки честно проводит методологически выверенное исследование и получает самые корректные результаты из возможных. А! Ну, и Big Data ещё. Это правильно, это хорошо, не читайте дальше, живите так.
Два случая, в которых вам пригодится эта статья:
1. У маркетолога нет времени, у компании - денег, подрядчик не меряет нужный параметр/регион, а представление о предмете составить нужно.
2. Чтобы получить общее (неглубокое) понимание предмета. Иногда это нужно для переговоров, но чаще - для создания технического задания на, собственно, профессиональное исследование.
Итак, вы приехали в незнакомый город, и вам нужно быстро сориентироваться по поводу сервиса/компании/места Х:
- поговорите с таксистами; конечно, агрегаторы серьёзно испортили этот инструмент, но если вам повезёт и за рулём окажется местный житель, вы узнаете все байки, сплетни и занимательные истории, а кроме того, оцените известность - если таксист без проблем везёт вас к ресторану А или в торговый центр В, не спрашивая адрес, значит, с большой вероятностью, место в городе известное, а вот чем и почему вы узнаете из разговора;
- поговорите со случайными прохожими; вопросы вида "как пройти в библиотеку?" помогут оценить известность, а "простите, я впервые в вашем городе, эта библиотека хорошая?" - имидж.
- пройдите путём клиента; CJM (customer journey map) - сложный, интересный и очень эффективный инструмент на стыке маркетинга и сервиса, но на составление такой карты нужно время и ресурсы, а на то, чтобы пообедать (или просто заказать столик) в ресторане, пообщаться с продавцами в магазине или помучить службу поддержки интернет-сервиса - только желание, въедливость и внимательность к деталям;
- особое внимание уделите ресепшионистам/телефонным консультантам/консультантам на сайте/ботам в Телеграмм; как правило, это то, с чем клиент сталкивается раньше всего, и здесь можно быстро отловить проблемы, резко сужающие воронку продаж;
- пообщайтесь с клиентами; пара фраз, которыми вы переброситесь с коллегами по ожиданию в клинике или салоне (а также сам факт наличия очереди и время этого самого ожидания), при правильной интерпретации и скидке на недостаточность выборки, скажут вам достаточно для составления первого впечатления о бизнесе;
- пообщайтесь с персоналом; курилка и столовая (особенно - переполненная, когда вы будете вынуждены вежливо подсесть за уже занятый местными столик) - отличные места для получения быстрого информационного среза, но помните, что в будущем вас с этими людьми, возможно, работать, так что не увлекайтесь партизанщиной и выдумыванием легенд;
- быстрый интернет-чекинг; конечно, Google знает всё, но нужно ещё уметь это "всё" находить - разумеется, вам может повезти, и вы во второй ссылке наткнётесь на свежие и явно реальные отзывы (заодно оцените скорость и стиль реагирования на похвалу и критику), но если не повезёт, не забывайте о поиске по соцсетям, поиске по хэштегам, сайтах оценки работодателей (недовольные экс-сотрудники, порой пишут интереснейшие вещи не только о том, как их обидели, но и о сути бизнеса);
- сайт и соцсети компании; если совсем нет времени, ограничьтесь разговором с таксистом и этим пунктом - первое впечатление, конечно, может быть обманчивым, но ведь и для клиентов тоже.
При некоторой тренировке на всё про всё у вас уйдёт не больше часа. Не идеально, но точно лучше, чем ничего.