Мы живем в мире, где бывает не очень комфортно. И не всегда безопасно. И понятное дело, далеко не все опасности можно предотвратить — соломы не напасешься! Но есть кое-что, что в наших человеческих силах: перестать поддерживать и укреплять установки, которые мешают людям быть людьми. Я имею в виду, аргумент, который всплывает, увы, куда чаще, чем хотелось бы, в ситуациях изнасилования женщин:
Она сама виновата!
У людей с подобной аргументацией логика такая: «ну сама же пошла на вписку/на улицу/в коротком платье, поделом!» Некоторые добавляют: «мы же не выходим на улицу во время шторма или не плаваем в грозу по реке. В металлическом тазике».
Чувствуете в этой аргументации брешь? Правильно, сравнение неэтичное: в первом случае речь идет об изнасиловании человеком, во втором — о явлениях природы. Шторм или гроза — неподвластные нам явления. Они просто случаются. Поэтому все, что может сделать человек: по максимуму соблюдать правила безопасности. А вот в случае с изнасилованиями — мы что, сравниваем мужчину-насильника с грозой? Он что, не человек? — не тот, чья жизнь в цивилизованном мире — контроль и непосягательство на чужие границы — это в норме, а если нет, то требуется помощь специалистов и ограждение от него общества?
Вот в логике, «сама виновата» так и выходит: мужчина — опасное животное, с которым ничего нельзя сделать, когда он «хочет» и все, что может половина человечества: прятаться от него, держаться подальше. Разве кому-то хочется быть этакой страшилкой?
Вот, что происходит, когда кто-то говорит «сама виновата»
1.Фокус внимания переходит с преступника на жертву.
2. Ответственность с насильника частично снимается, в качестве оправдания, как бы нелепо не звучало, выступает «было за что насиловать».
3. Сама виновата — это наше бессознательное желание защититься от травматичности этого мира, сделать его понятным и предсказуемым. Она «сама виновата», что что-то сделала не так, оделась не в ту одежду и пошла не туда, думаем мы, надеясь, что с нами и нашими близкими такого не произойдет. Ведь мы ведем себя правильно. Но правда в том, что как бы ни была одета женщина и как бы она себя не вела — она подвергается опасности. И это не ее вина, когда речь идет о насилии.
4. Если один мужчина изнасилует другого, то вряд ли найдется кто-то, кто всерьез скажет: «сам виноват — ты был в слишком обтягивающих брюках». Задумайтесь, почему мужчинам такое не говорят, а женщинам — да.
Когда в мире кто-то говорит «сама виновата» — каждый раз в тень уходит фигура насильника — человека, который действительно виновен. Так давайте и говорить о нем и осуждать его, того, кто совершил преступление, а не того, кто оказался пострадавшим от противоправных действий.
И поставьте лайк, если согласны, подпишитесь, если хотите увидеть новые тексты.