Русско-американский гитарист Пётр Пахомкин (официальный сайт). После окончания учебы у Manuel Barrueco в Peabody, Пётр стал победителем 2012 Mexican International Guitar Competition, а затем и многих других международных конкурсов, даёт многочисленные концерты и мастер-классы в Европе и США, ведёт преподавательскую деятельность.
Интервью опубликовано 27.01.2017, ссылку на оригинал смотрите в конце этой статьи.
Когда вы начали играть и почему? Или, что привело вас к гитаре изначально?
Мой учитель музыки Matt Hartman однажды поставил в музыкальном классе "Sleepers Awake" (Bach) в исполнении Christopher Parkening. Умение играть на гитаре в многоголосии давало мне фору — внутри этого маленького инструмента скрывался целый ансамбль . В это время мне было около 16 лет, и я знал, что впереди меня ждёт много работы. Моё удовольствие от этой задачи и процесса явилось решающим фактором, чтобы в результате целиком и полностью посвятить себя гитаре.
Какой репертуар вам нравится исполнять больше всего?
Я с удовольствием отправляюсь на новую территорию, требующую аранжировки. Услышав игру Jordi Savall во французском фильме "All the Mornings of the World", я влюбился в репертуар виолы да гамба. Я начал с Marin Marais, а затем продолжил с Carl Friedrich Abel. При работе с одноголосной струнной музыкой мне нравится творческая свобода, связанная с заполнением подразумеваемого контрапункта.
На какой гитаре или гитарах вы играете? Струны?
Я играю на double-top (кедр) 2010 года американского лютье Ross Gutmeier, на струнах Oasis GPX.
Какие гитаристы и музыканты оказали на вас наибольшее влияние?
Учителя оказали на меня большее влияние, чем любая запись. Я бы не был гитаристом, если бы не мой первый учитель, Paul Moeller. Моим нынешним ученикам будет трудно поверить, но мои первые уроки в качестве новичка-подростка были очень трудными. Всё это была борьба — чтение с листа, паттерны правой руки, аккуратность, память и ритм. Несмотря на мою недостаточную подготовку, Moeller был очень ободряющим. Он укрепил мою уверенность в собственных способностях и научил меня методам непрерывной напряжённой работы: медленная игра, визуализация, раздельная тренировка левой и правой рук. Его коучинг привел меня к профессиональному техническому уровню менее чем за два года.
Когда я начал учиться у Manuel Barrueco, его слух и тщательный труд над смыслом каждой ноты стали для меня источником огромного вдохновения. Я был сосредоточен на игре руками, но он всегда учил нас играть своими ушами.
Какие записи, по вашему мнению, являются самыми лучшими отражениями звука гитары?
Manuel Barrueco "300 Years of Guitar Masterpieces" на лейбле Vox. У меня есть эти записи во всех форматах: CD, MP3 и винил. Тёплый звук, внимание к деталям в разделении голосов и чёткость на этих записях определили мои ценности в обучении, записи и исполнении музыки.
Какие у вас есть настоящие и планируемые интересные проекты?
В 2018 году я выступлю с Нью-Йоркским камерным оркестром в Карнеги-холле. Игра в этом месте — одна из моих целей, которые я поставил с самого начала, так что будет большая радость, когда это наконец произойдёт.
Насколько много вы занимаетесь? Структурируете ли вы свои занятия каким-либо конкретным образом?
Я стараюсь заниматься в среднем 5 часов. Реальное количество часов зависит от моей рабочей нагрузки и того, на каких этапах находятся мои пьесы.
Занятия в медленных темпах занимают больше времени, и руки могут выдержать больше. С другой стороны, игра в более быстрых темпах более напряжённая, и слишком много повторений без пауз может привести к травмам.
Моя концентрация выше в начале дня, поэтому утренняя часть занятия вращается вокруг отдельных пассажей, очень медленных темпов (примерно четверть концертного темпа) и упражнений, полученных из самых сложных отрезков пьес. Я прокручиваю музыку фраза за фразой, от одного до трёх раз без ошибок. Я никогда не делаю больше повторов за один присест. Я думаю, что это потенциально опасно, потому что приводит к очень длительным занятиям, усталости, увеличению количества ошибок и отнимает время.
Во второй половине дня я больше работаю над исполнением каждой пьесы целиком, в концертном темпе. Другими словами — "работать" утром, а "играть" вечером. Если пьеса не готова к игре в темпе, я потрачу больше времени на работу с ней утром в медленном темпе.
Что касается структуры, я имею список целей, которые у меня есть для практического занятия с каждой пьесой. Чтобы сохранить интерес, я изменяю порядок упражнений, которыми я занимаюсь. Если в один прекрасный день я пройду всё в хронологическом порядке, то в следующий раз я начну с конца. Без какой-то рутины мы будем дезорганизованы, но слишком много рутины может уничтожить нашу концентрацию.
Есть ли аспекты гитары, с которыми вы боретесь, или над чем вы всё ещё работаете?
Одна из проблем состоит в том, чтобы согласовать свои занятия с потребностями путешествий и переездов, где у вас гораздо меньше времени. Много заниматься — это роскошь, поэтому, когда времени мало — это настоящий тест эффективности, тщательного планирования и управления временем. Обычно я планирую свои ежедневные занятия в самолёте, готовясь при этом к худшему сценарию.
Еще одно препятствие для многих гитаристов — вылезти из кокона вашего собственного инструмента и изучить гораздо более широкий мир классической музыки. Сконцентрированный фокус — замечательная вещь, но он может навредить вам, если не даёт хорошего кругозора. Например, важно ходить на симфонические и хоровые концерты. По крайней мере, вы сможете услышать новые музыкальные произведения и получить новые программные идеи из этого опыта. Я получаю большую пользу от прослушивания молодых исполнителей на конкурсах Шопена или Ван Клиберна, а не только на гитарных конкурсах. Услышать инструмент, отличный от того, на котором вы играете дома, с отличным от вашего репертуаром, позволит вам стать менее ограниченным и даст больше свободы в восприятии.
Вы не торопясь запоминаете музыку или имеете специальную технику, которая помогает разучивать музыку на память?
Визуализация каждой ноты концертной программы имеет важное значение для исполнения, свободного от ошибок. Чтобы тренировать концентрацию при помехах, я иногда проигрываю свою программу под громкую музыку, играющую в фоновом режиме. Если я могу прорваться, даже когда не слышу себя, я буду уверен, что моя концентрация на высоте.
Вы публиковали какие-либо свои редакции или собираетесь в будущем?
По всей видимости, у меня было не слишком много времени для работы в этом направлении. Я хотел бы расширить романтический репертуар инструмента, включив в него транскрипции произведений Скрябина, Рубинштейна, Глинки и Мусоргского. Я надеюсь опубликовать их в ближайшем будущем.
У вас есть любимое упражнение, которое вы используете для разогрева?
Я меняю свои упражнения на еженедельной основе, когда они начинают играться легче.
Мне нравится упражнение в виде хроматической гаммы на одной шестой струне (от первого лада до двенадцатого, и обратно), оно помогает добиться гладких аппликатурных переходов. Играйте такую гамму пальцами 1234, затем 123, затем 234, затем 12, затем 23, затем 34, затем одним пальцем (1, 2, 3 и 4). Цель состоит в том, чтобы каждый вариант аппликатуры имел одинаковое качество слитности, вместо того чтобы звучали разрозненные группы из четырёх, трёх или двух нот. Записывайтесь и работайте над тем, чтобы сыгранное разными аппликатурами звучало как сыгранное одними и теми же, избавляясь от акцентов в начале каждой аппликатурной группы. И это отличный способ избавиться от шума грифа.
Есть ли у вас какие-либо предконцертные ритуалы?
Перед концертом я стараюсь медитировать в течение как минимум 5 минут, чтобы очистить голову. Я замечаю большую разницу, когда не могу это сделать, поэтому это в приоритете. Я использую методы нейролингвистического программирования для медитации.
Какой самый важный совет по занятиям вы предложите молодым исполнителям?
Простой совет, но это проще сказать, чем сделать. Я бы рекомендовал молодым исполнителям потратить больше времени на их слабые места на ранних этапах развития. Под хорошим руководством учителя, выйти из зоны комфорта и сделать борьбу игрой. Это единственный способ расти.
Какой репертуар вы считаете необходимым для усвоения учениками школы / консерватории? Почему?
Я думаю, что Bach’s Lute Suites (редакция Frank Koonce) является приоритетным. Развитие качества певучести на длинных фразах Баха чрезвычайно требовательно к технике и музыкальности. Достижение ясности и баланса в контрапункте — это огромный технический сдвиг. Еще одна причина для работы над этим репертуаром заключается в том, что вы можете использовать большое количество не-гитарных записей, чтобы помочь себе в интерпретации. Вы можете изучить BWV 998 (Прелюдия, Фуга и Аллегро) вместе со Святославом Рихтером или Густавом Леонхардтом. Вы можете приблизиться к этому и с противоположных позиций — инструменталистов романтического периода.
Для общей техники важно пройти Этюды Вилла-Лобоса. Они мгновенно раскрывают слабые места и дают вам конкретные цели освоить их, когда вы, наконец, исполните каждый этюд на концерте. Этюд №1 невозможно сыграть плавно со слабой комбинацией m-a-m. Этюд №2 будет разваливаться из-за чрезмерного напряжения левой руки.
Какие записи должен знать каждый молодой гитарист и почему?
Я рекомендую:
- "300 Years of Guitar Masterpieces" (Manuel Barrueco) за ясность и последовательную иерархию в разделении голосов;
- "Vivaldi Four Seasons" (Venice Baroque Orchestra) за энергию и новую жизнь, которые они вливают в эту очень известную музыку. Некоторые из тем были отнесены к жанру "свадебная музыка", но на этой записи вы полностью забываете об этом;
- "Handel, Bach, Scarlatti" (David Russell) за креативные и лирические украшения, сыгранные со сменой струн.
- "Chopin Nocturnes" (Артур Рубинштейн) за умение играть ноту к ноте с лёгким ощущением импровизации на каждой краске.
Какую последнюю книгу вы прочитали? Любимый автор / авторы?
"The Art of Practicing" Madeline Bruser .
Вы следите за своим здоровьем? Упражнения? Следуете определённой диете? Есть ли любимая еда перед концертом?
Абсолютно. Я думаю, что исполнение музыки — это настолько физическое, что вы должны заботиться о своём теле, как спортсмен. Я получаю белок из рыбы, овощей и бобовых. Я держусь подальше от крахмалов и рафинированного сахара. Здоровые жиры, такие как авокадо и кокосовое масло, являются фантастическими для здоровья ногтей - как при местном применении, так и как часть вашей диеты.
Перед концертом я всегда ем несколько бананов. Они всегда в безопасности, когда вы путешествуете, из-за защитной кожицы. Также бананы — это калории, питательные и богатые калием, который, как я знаю, является естественным бета-блокатором.
Музыканты обычно боятся силовых упражнений, но есть хорошие способы заменить их. Я делаю нецентральную часть каждого подъёма очень медленно, позволяя небольшим весам чувствоваться намного тяжелее. Это снижает нагрузку на мои руки. Я также прыгаю, чтобы сохранить здоровье сердца. С помощью скакалки упражнение будет намного короче и интенсивнее, чем бег. Это идеально подходит для напряженного графика музыканта.
Какой ваш любимый способ провести время, когда вы не занимаетесь?
Я люблю походы и прогулки на природе. В холодные месяцы вы застанете меня за просмотром нового независимого кино и документальных фильмов.
По материалам статьи Artist Profile and Interview: Piotr Pakhomkin