Кто там в темноте?
Все дети чего-то боятся. Если покопаться в себе, то можно найти и собственные страхи. У всех они разные, но каждый боится сильно, по-настоящему. Если быть внимательными, то можно понять, как с этими страхами справляться.
Очень активный и, даже, бесстрашный парнишка лет пяти, как-то вдруг, без видимых причин, стал бояться темноты. Что произошло?
Самое сложное в работе с детьми — это привлечь и удержать их внимание. Поддерживать интерес сложно, а ещё, если тема не та, страшно. Но если убедить в том, что ты будешь рядом, не уйдешь, не бросишь, то вполне возможно.
На следующем этапе я предложил малышу поиграть со мной. А игра она всегда манит, даже если страшно. И вот, долго готовясь к игре, мы стали вспоминать — а как страшно, почему страшно и, в конце концов, выяснили, что в темноте кто-то есть.
Это был переломный момент, теперь есть за что зацепиться, главное лишь удерживать интерес.
Там, в темноте, оказывается, было полно чудовищ. Откуда такие фантазии — может телевизор, может добрые сказки, а может и компьютерные игры — разбираться я не стал.
Я спросил, чего эти чудовище хотят, и чем они там занимаются?
- Ждут меня, - говорит маленький клиент.
- И зачем же они тебя ждут, что от тебя хотят?
- Они хотят меня съесть!
И так убедительно это прозвучало, что по мне аж мурашки пробежали. Малыш выглядит зажатым и перепуганным. Я смотрю на него и понимаю — это для него реальность, он их действительно видит, боится, как говорится, всем сердцем.
И вот как его убедить, что там никого нет, что там просто игра теней?
Говорю — давай спросим, а чего они хотят, может они разговаривают, может просто ты их не понимаешь?
И тут, в глазах мальчишки мелькнула искра, да — вот оно, интерес, начало игры. Он на мгновение забыл о страхе, им овладело любопытство.
- Давай с ними поздороваемся, может, они любят разговаривать?
- Ага, - он кивает. - Они говорят привет.
- А ты? - прашиваю я.
- Привет, - в голос отвечает он. - Вы кто?
Наладив диалог мы сняли уровень тревожности. Теперь мальчуган был спокоен, но опаслив; мы понимаем кто там, мы говорим с ними, но они по-прежнему хотят нас съесть. Как оказалось, чудовища ужасно голодные, они просто умирают с голода и ждут свою жертву.
Что же нам делать, как от них избавиться?
Продолжая эту историю, я предложил накормить их, причем спросив, а что они больше всего на свете хотят съесть? Длительные переговоры привели к пицце, да-да, банальной пицце, а не человеченке или другим кулинарным изыскам.
Представив несколько роскошных пицц, мы принялись угощать ими чудовищ. Совместное поедание пицц было наглядным, эмоциональным и увлекательным, даже азартным. Все были накормлены, стали довольны и спокойны. Темнота ещё пугала, но уже не так сильно, уже её можно принимать, можно даже засыпать.
Все происходило спонтанно, не было плана, ничего, только малыш и его история. Я решил, что проще принять его историю за правду и попытаться решить её в виде игры. Эта игра сняла напряжение. Возможно, не все было решено, но малыш научился справляться, он нашел свой способ решать свою проблему.
Если рассуждать о причинах, то думаю их целый комплекс, вряд ли это что-то одно и конкретное. Признаться, я не стал разбираться дальше, страх понизил свой уровень и этого оказалось достаточно.
Но я убедился в том, что если поддерживать историю клиента, погрузиться в неё, принять и начать играть по её правилам, то это не вызывает сопротивления и позволяет добиться реальных результатов.
С детьми стоит быть внимательнее, принимать их истории, играть и поддерживать их, помогать находить свои решения, как бы смешно, нелепо и необычно они не выглядели.
Жизнь — это игра, давайте не забывать об этом.