У нас на прошлой неделе появился новый опыт. Родительское собрание в Германии.
Мы уже посетили несколько, но это была начальная школа, там все везде одинаковое, проблемы одинаковые, решения одинаковые. А сейчас было интересно. 8 класс.
Итак.
Во-первых, это две разные вещи - родительские собрания и собрания родителей. Собрания родителей бывают по существу. Нас при приеме в школу предупредили, что собрание будет… когда-то там, один раз в году. Как день рождения. Собрали всех родителей, рассказали им важные вопросы касательно учебы и распустили.
А тут приходит смс –рассылка «Дорогие родители, а не собраться ли нам, поговорить о наших детях, может какие-то важные вопросы обсудить? Приходите кто хочет на наше родительское кафе туда-то и во столько-то.»
Мы подумали - а почему бы не сходить, язык не потренировать?
Почему бы родителям не собраться не пообщаться в пятницу вечером в каком-то баре?
Пришли.
Вот попали так попали, подумали мы, увидев сервированный стол. Официант подходил к каждому из уже пришедших, принимал заказы.
Хорошо, что мы захватили деньги с собой, под словом кафе у нас никак не понимался ресторан!
Пришел весь класс. И классный руководитель! Ну это же не родительские посиделки, это же полноценное родительское собрание.
Сначала слово взял председатель родительского общества. Он говорил долго, невнятно (в смысле слов мы не разобрали. Так что о чем шла речь неизвестно. Но судя по лицам, его вообще мало кто понимал).
За это время мы обнаружили, что за столом кто-то заказал пиво, кто-то Apfelschörle (это газированный яблочный сок, очень вкусная и популярная в Германии штука. На вид она совершенно не отличается от пива, разве что размером стакана) Кто-то пил овощной сок. Мы заказали кофе и зеленый чай. «Капучино нет», - сказал официант. Тогда я предпочитаю любой, - ответил муж. Учительница заказала сухое красное вино определенного сорта. «Нет его», - снова ответил официант. Хорошо, а что есть сухого и красного?
Кто-то подумал, и заказал ужин. Так мы и сидели совершенно пестрой компанией и слушали выступающих.
Заговорили о проблемах работников столовой. На время летних каникул их увольняют на 6 недель и работники подняли вопрос о том, что они не заинтересованы ждать лето в неоплачиваемом отпуске. И требуют, чтобы подняли стоимость обедов на 20 центов в день на ребенка, или они уйдут.
Молчат немцы.
Ну подумаешь, 20центов в день. 50 евро в год. Зато ребенок ест то, что чистыми руками разложено по тарелкам. Три работника столовой, которые на раздаче блюд стоят. Председатель попытался неуверенно предложить принять решение.
Немцы решение принимать не стали. Так вопрос в воздухе и остался висеть.
Лишь на обратном пути мы посчитали, и обнаружили, что если решить задачку, то на троих бедных работников приходится около 35000 евро на 6 недель!
Это чересчур шоколадно! И мы сразу поняли, почему немцы упорно не хотят платить за этот шоколад слишком хитрым работникам столовой. А точнее их хитрому директору. И что возможно они эту оборону держат уже не первый год!!!))) А противоположная сторона тоже не сдает позиций. Так и сидят в осаде.
Потом слово взяла учительница.
Она рассказала, что с кадрами в мире напряженно, и что учитель английского уходит в декрет.
А вот учитель музыки новый и также будет выступать учителем физкультуры. (Первые новости подобного рода, о совмещении двух разных несвязанных предметов меня ввергали в панику. Мне казалось, что система образования рушится и детей учить вообще некому, раз учитель истории вынужден преподавать математику. Потом я привыкла к тому, что в Германии согласно требованиям закона, каждый учитель обязан быть двухпредметником!) Я подумала, что за человек этот удивительная новая учительница, которая в качестве предметов для образования выбрала музыку и физкультуру.
А учителя французского найти вообще невозможно, сказала наша классная. Редкий это зверь.
А потом, когда она закончила с новостями, она перешла к детям.
«Знаете, что мне не нравится? – спокойно сказала она, - Они думают только о себе. Мы проводили рождественский базар, они конечно принимали участие, но их совершенно не интересуют ни проблемы других людей, ни причины этих проблем. Им безразличен кризис в Афганистане. Они не хотят сочувствовать. Знаете, я вынуждена констатировать, что наши дети являются немного потребителями.»
Вот такого я точно не ждала.
«Еще они совершенно невнимательны. Я им вешаю объявления, специально, с информацией, а они их не читают. Вообще не читают! Они принимают только то, что я им сказала. Так нельзя, они уже взрослые и должны быть ответственными. Научите их, объясните, что нужно обращать внимание на окружающие вещи.»
А говорят европейцы инфантильные и чувствуют себя детьми лет до 30… Тут не забалуешь…
«Нам предложили танцевальный курс. Кто пойдет? Спросите детей. Им нужно объяснить, что это здорово. Если они пойдут на весенний бал (а я вас уверяю, они хотят, причем из опыта предыдущих лет они все идут туда с удовольствием), им буде намного удобнее, если они будут знать как правильно себя там вести.»
Я была совершенно заинтригована. А учительница еще говорила и говорила…
Под конец кто-то из родителей из зала подал голос «А прощальная вечеринка в этом году будет?» Так называется праздник окончания учебного года. Они прощаются на 6 недель! В прошлом году они ходили в поход.
«Давайте устроим, - невозмутимо сказала учительница. – Только в прошлом году у нас родители принимали участие, а в этом году, я думаю, они сами справятся с подготовкой. Не маленькие!»
До сих пор нахожусь под впечатлением этого собрания.