Фамилия этого иллюзиониста начала XX века давно стала нарицательной для именования мага и волшебника. Благодаря ему в английском языке появилось слово houdinise (от Houdini) — «выкручиваться из сложного положения». Гарри Гудини до сих пор считается королём исчезновений и освобождения от оков. Каждый год в день смерти великого фокусника его почитатели собираются в одном из ресторанов Нью-Йорка, чтобы вспомнить и обсудить трюки знаменитого мастера.
Призвание
В биографии Гудини очень непросто отличить правду от вымысла. Фокусник не только на сцене, но и в жизни стремился к мистификации. Например, он всегда утверждал, что родился в американском штате Висконсин 6 апреля 1874 года. Хотя на самом деле будущий великий маг появился на свет в Будапеште в многодетной еврейской семье, произошло это не 6 апреля, а 24 марта.
Настоящее имя иллюзиониста — Эрик Вайс. Когда мальчику исполнилось четыре года, его семья эмигрировала из Австро-Венгрии в США. Достоверно известно, что Эрик не окончил школу, в возрасте 11 лет он уже работал на фабрике по производству галстуков. Потом трудился помощником слесаря и заодно публично показывал карточные фокусы в увеселительных заведениях.
В 16 лет в руки юноше попала книга французского фокусника Робер-Гудена. Прочитав её, Эрик понял, что его призвание — стать иллюзионистом и эскапистом (артистом, демонстрирующим умение освобождаться от оков или из запертого помещения). Его сценическим псевдонимом стала чуть переделанная фамилия Робер-Гудена, к которой добавилось имя другого известного в то время фокусника — Гарри Келлара.
Правда, поначалу карьера Гарри Гудини складывалась не слишком удачно. Почти пять лет он выступал в цирке вместе со своим братом, но оба не добились ни денег, ни славы. Избалованной публике давно приелись обычные фокусы, нужно было изобрести что-то оригинальное.
13 корзин
Гудини придумал новый для того времени трюк — освобождаться от любых наручников, которые на представление может принести каждый зритель. Начать новый виток карьеры он решил в Англии — и в 1900 году по прибытии в Лондон встретился с менеджером известного мюзик-холла. Тот даже не стал вникать в разгадку фокуса (она заключалась в том, что на теле и в пищеводе Гудини были размещены миниатюрные отмычки от всех известных моделей наручников), поставив перед артистом условие:
— Идите в Скотленд-Ярд! Пусть там на вас наденут наручники, и если вы освободитесь от них, я дам вам шанс выступить на моей сцене.
Гарри согласился. В тот день в Скотленд-Ярде дежурил инспектор Уильям Мелвилл (впоследствии этот человек сыграет важную роль в жизни Гудини). Артиста отвели в камеру и приковали к стене. Инспектор попрощался с ним, объявив, что идёт обедать. Гудини с раскрытыми наручниками догнал его по дороге в ресторан.
Мелвилл дал Гарри лучшие рекомендации — и после первого же выступления артист стал необыкновенно популярным.
В том же 1900 году в Лондоне на него надели пять пар наручников и заперли в камере с патентованным замком. Через восемь минут он выбрался на свободу. За час ему удалось освободиться из Брикстонской тюрьмы (Англия), за 10 минут — из тюрьмы Моабит (Германия).
В Голландии его, скованного и раздетого, поместили в предварительно осмотренную корзину, которую закрыли и поставили в корзину побольше — и так до тех пор, пока общее число корзин не достигло 13. Всё это сооружение закрыли ширмой. Через пять минут артист появился перед зрителями. Ни одна из корзин не была повреждена.
В 1903 году фокусника сбросили в Темзу — закованного в наручники с прикреплённым 30-килограммовым металлическим шаром. Он освободился от оков и всплыл через пару минут.
Поменял местами заключённых
Гастролируя по разным странам, Гарри Гудини дважды побывал в России — в 1903 и 1908 годах. В первый свой приезд, оказавшись в Москве, он добился аудиенции у начальника городской сыскной полиции генерала Василия Лебедева.
Иллюзионист просил запереть его в любую из тюрем — обещая, что выберется из неё при стечении зрителей и репортёров. Лебедев отказался, опасаясь, что фокусы Гудини приведут к высмеиванию охраны тюрем и повредят карьере их служителей.
Тогда иллюзионист попросил дать ему возможность выбраться из «ящика». Так называли изготовленный из дерева и обшитый железом куб с одним небольшим зарешечённым окошком и стальной дверью. Туда помещали особо опасных преступников для доставки их на каторгу. Один ключ от «ящика» хранился в Москве, другой — в конечном сибирском пункте. Во время переезда, длившегося несколько недель, двери не отпирались.
На такой эксперимент Лебедев согласился. Гудини тщательно обыскали, заковали в цепи и поместили в «ящик». Он выбрался оттуда через 27 минут.
Во время второго приезда, в 1908 году, Гудини удалось посетить тюрьмы обеих российских столиц. В Петропавловской крепости и Бутырской тюрьме он не только сам выбрался на свободу, но и поменял местами заключённых, сидевших в соседних камерах.
Слон под чёрным покрывалом
Как же иллюзионисту удавалось совершать свои трюки? Разгадку феномена современные исследователи объясняют тем, что фокусник применял миниатюрные складные отмычки, которые глотал и задерживал в пищеводе, прикрепив ниткой к зубу. Кроме того, Гудини прекрасно владел своим телом. При заковывании он напрягал конечности, значительно увеличивая их в объёме, а потом, расслабив мышцы, получал возможность для движений. Тело фокусника было необыкновенно гибким, он научился надолго задерживать дыхание — благодаря чему успешно освобождался от оков под водой.
Чтобы держать себя в необходимой физической форме, иллюзионист постоянно тренировался. Во все поездки он брал с собой большой чан, чтобы, заполняя ёмкость водой, отрабатывать задержку дыхания.
Секреты некоторых фокусов Гудини со временем были раскрыты. Например, в 1918 году он демонстрировал трюк с исчезновением живого слона: ассистенты накидывали на него белое покрывало, потом сдергивали — и животное исчезало. Разгадка заключалась в том, что слон стоял на фоне чёрного занавеса, и его накрывали не одним, а двумя покрывалами — под белым находилось чёрное. Белое сбрасывали — а чёрное оставалось, делая животное незаметным на таком же фоне.
Когда Гудини приходилось иметь дело с индивидуально изготовленными наручниками, к которым подходил только один ключ, фокусник просил, чтобы его помощник проверил, как они закрываются. У ассистента имелись похожие ключи, сделанные из разных заготовок. Одну из таких подделок, подходящую по виду, вручали владельцу наручников, а настоящий ключ незаметно передавали иллюзионисту.
Есть версия, что когда Гудини во время первого визита в Россию освобождался из «ящика», отмычки ему передала его жена Бесси во время прощального поцелуя.
Но многие трюки мастера никто так и не смог объяснить. Гудини тщательно оберегал свои секреты. Все его ассистенты давали подписку о неразглашении тайн маэстро. Кроме того, за кулисами постоянно дежурили работники, в обязанность которых входило усыпление хлороформом тех, кто случайно или намеренно мог подойти к реквизиту и что-нибудь подглядеть.
Сломали волшебную палочку
Современные исследователи изучили дневники вышеупомянутого Уильяма Мелвилла, который после работы в Скотленд-Ярде стал разведчиком. Их вывод был однозначным — Гарри Гудини неоднократно выполнял поручения спецслужб Англии и США, оказывал им определённую помощь. В частности, путешествуя по разным странам, он активно собирал информацию о фальшивомонетчиках и анархистах.
Есть версия о том, что и в Россию артист приезжал не только показывать фокусы. Сотрудники сыскной полиции в донесениях указывали, что иллюзионист посещал места, где собираются любители спиритических сеансов. Один из осведомителей доложил, что Гудини хвастался:
— Мне удалось узнать в России удивительную тайну.
Об этом же он говорил, уже уехав из страны. Известно, что, находясь с последним визитом в Монреале, он сообщил своей жене, что непременно побывает в России и найдёт там разгадку великой тайны. Увы, поездка не состоялась.
В 1926 году, во время гастролей в Монреале, когда Гудини отдыхал в своей гримёрке, к нему вошли трое студентов, один из которых был чемпионом колледжа по боксу. Он спросил фокусника: правда ли, что тот может выдержать любой удар в живот. Гудини, погружённый в свои мысли, машинально кивнул, и студент быстро нанёс несколько ударов. Фокусник не успел подготовиться и напрячь брюшной пресс. Удары спровоцировали разрыв аппендикса, и Гарри Гудини через несколько дней скончался от перитонита.
Он был погребён на еврейском кладбище в Нью-Йорке. На похоронах артиста над могилой сломали символическую волшебную палочку — потом это стало традицией при прощании с ушедшими из жизни знаменитыми фокусниками.
Последний трюк
Обстоятельства смерти великого иллюзиониста до сих пор до конца не выяснены. Есть предположение, что это дело рук тех, кого он мог разоблачить, сотрудничая с разведслужбами. Также высказывается версия, что Гудини убили поклонники спиритизма — в качестве мести за то, что фокусник активно разоблачал медиумов, контактировавших с духами, называя их мошенниками и шарлатанами.
Согласно завещанию, весь реквизит Гарри Гудини был уничтожен. Вдень 100-летия иллюзиониста (Гудини указал дату 6 апреля 1974 года) в одной из нотариальных контор Нью-Йорка должны были открыть сейф, где фокусник якобы хранил секреты своих трюков. В назначенный день это произошло при огромном стечении народа. Но сейф оказался пустым. Великий иллюзионист вновь обманул доверчивую публику.