Найти тему
малоизвестное интересное

Мы должны признать наше глубокое невежество и начать создавать новую культуру

Hans Haacke ‘Condensation Cube’
Hans Haacke ‘Condensation Cube’

Культуру, которая будет основана на межвидовом симбиозе, а не на выживании наиболее приспособленных.

~ ~ ~ ~

Междисциплинарные исследования подвели человечество к созданию все новых и новых областей науки. Таких пересечений (и, соответственно, новых областей науки) становится все больше. А их роль в трансформации научной картины мира с каждым годом все важнее.

Параллельно с процессом меж- и кросс- дисциплинаризации, укрепляется понимание, что это не просто калейдоскоп из все нарастающего числа «стеклышек новых цветов», позволяющих через них увидеть мир иначе, чем раньше.

Во все нарастающем обилии «стеклышек новых цветов» все более просматривается некая системность.

Что стоит за этой системностью? И куда она может вести науку?

Пора осознать и признать, — мы находимся на пороге нового цельного научного мировоззрения, и только культура может помочь нам нащупать путь восхождения к его формированию.

Существуют ли формы культуры и, в первую очередь, искусства, которые помогают нам мыслить вне границ нашего тела и личности, а также вне временных рамок, ограничивающих их жизнь?

Именно искусство способно сформировать новый язык культуры, необходимый для описания нового научного мировоззрения.

Вот пример. Изучая межвидовые взаимодействия, человек пытается разобраться в интеллекте животного и сопоставить его с интеллектом человека. Но как учесть различия в их «интеллекте запаха» (получении информации через обоняние). Люди получают информацию от обоняния, но не осознают это. Ведь в нашем языке даже нет слов, чтобы различить активный запах, издаваемый для чего-то, от пассивного запаха от чего-то.

Другой пример, — из области, ракетирующей в последние два года по числу публикаций — как бактерии в нашем организме способствуют нашему сознанию.

Скорее всего, чтобы понять, как это работает, потребуется иной — системный тип мышления. Возможно, что-то, типа предложенного Якобом фон Уеккюлем представления о системах, которые рассматривали бы виды, как разные обитаемые миры — Умвельты.

И наконец, 3й пример. То, что Кант называл sensus communis — всеобщей сообщаемостью (общего для всех чувства, некой оценочной способности, являющейся результатом свободной игры разума познающего мир когнитивного агента). Это способность ощущать иной разум на постоянной основе, называемая у Делеза ризоматичностью.

Искусство — это лаборатория сознания и одновременно его ЦРУ.
И то, что все яснее и четче проявляется в современном искусстве, — это связь интеллекта, сознания и всеобщей сообщаемости.

Обо всем этом и о многих интереснейших мыслях:

✔️ о «левой кибернетике», ошибке Норберта Винера и хиппи,

✔️ о био-искусстве и био-фикции,

✔️ о тупике гуманизма и его хитросплетениях с нацизмом,

✔️ о «Конденсационном кубе» Хааке — идеальной метафоре проблематики теории систем, —

читайте (15 мин) и слушайте (38 мин) Каролину А. Джонс — профессора истории искусства MIT здесь

PS Трудности перевода.
 «A Common Sense» в контексте статьи — не «здравый смысл», а sensus communis — всеобщая сообщаемость. Аналогичная путаница с термином communalism, связанным в контексте статьи с sensus communis, а вовсе не с political organization based on federated communes.

_________________________

Хотите читать подобные публикации? Подписывайтесь на мой канал вТелеграме, Medium, Яндекс-Дзене

Считаете, что это стоит прочесть и другим? Дайте им об этом знать, кликнув на иконку “понравилось”.