Найти в Дзене
КУЛЬТУРА.РФ

Главные выставки года

Оглавление

Василий Верещагин, жены русских художников, голландские шедевры и фарфор эпохи Мин: «Культура.РФ» рассказывает, какие выставки нельзя пропустить в этом году.

«Карл Брюллов. Портреты из частного собрания Санкт-Петербурга»

24 января — 24 июня

Третьяковская галерея

"Портрет молодой женщины у фортепьяно". 1838. Карл Брюллов. Фото: tretyakovgallery.ru
"Портрет молодой женщины у фортепьяно". 1838. Карл Брюллов. Фото: tretyakovgallery.ru

Третьяковская галерея впервые представляет широкой публике восемь малоизвестных работ Карла Брюллова. Семь из них — портреты из частной коллекции потомка художника, которые до этого года практически не экспонировались. Также впервые в Третьяковке выставлен «Портрет А.К. Демидовой» из Государственного комплекса «Дворец конгрессов» в Стрельне. Это полотно галерея безуспешно пыталась купить на торгах лондонского аукциона «Сотбис» дважды: в 1995 и в 2007 году. Редкие работы Брюллова покажут рядом с его известными картинами из выставочных залов Третьяковки.

«Жены»

1 февраля — 15 мая

Музей русского импрессионизма

"Васильки". 1914.  Игорь Эммануилович Грабарь. Фото: rusimp.su
"Васильки". 1914. Игорь Эммануилович Грабарь. Фото: rusimp.su

В Музее русского импрессионизма можно посетить первую в России масштабную выставку портретов жен русских художников — Ильи Репина, Михаила Врубеля, Петра Кончаловского, Валентина Серова, Игоря Грабаря и многих других. Экспозиция не только показывает, как менялось русское искусство в XIX–XX веках, но и рассказывает множество интересных историй о художниках и их избранницах. Например, Игорь Грабарь начал писать свой портрет с двумя девушками еще в 1904 году, а завершил работу спустя десять лет — когда одна из них уже стала его женой. А еще позже вторая модель, позировавшая для картины, стала второй супругой Грабаря. Музей организует специальные экскурсии по выставке, а индивидуальный аудиогид для экспозиции записал Сергей Чонишвили.

«Екатерина Великая в стране и мире»

15 февраля — 28 мая

Государственный Русский музей

 Портрет императрицы Екатерины II. Фрагмент. Между 1763 и 1766. Стефано Торелли. Фото: rusmuseum.ru
Портрет императрицы Екатерины II. Фрагмент. Между 1763 и 1766. Стефано Торелли. Фото: rusmuseum.ru

Выставка Русского музея рассказывает, как политика Екатерины Второй отразилась в искусстве второй половины XVIII века. В экспозиции представлены всевозможные виды и жанры искусства. Военные события эпохи иллюстрируют гравюры и графика, великие современники Екатерины Второй запечатлены на портретах кисти Федора Рокотова, Дмитрия Левицкого, Ивана Аргунова, а также в скульптурах Федора Шубина, Джакопо Мональди и других мастеров. Города, которые посещала императрица, остались в пейзажах Федора Алексеева и Михаила Иванова. Экспонаты для выставки предоставили крупнейшие музеи страны: Русский музей, Государственный исторический музей, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Третьяковская галерея и другие.

«Два века Петипа»

7 марта — 10 июня

Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина

Фото: culture.ru
Фото: culture.ru

К 200-летию со дня рождения Мариуса Петипа в Государственном центральном театральном музее имени А.А. Бахрушина пройдет выставка, посвященная жизни и творчеству балетмейстера. Архивные документы и фотографии расскажут, когда Петипа оказался в России, как он знакомился с музыкальными и театральными деятелями Москвы и Петербурга и, конечно, как работал над культовыми балетами — «Лебединым озером», «Спящей красавицей» и другими. В экспозицию войдут эскизы костюмеров и декораторов XIX века, а также кинокадры хореографического наследия Петипа — от эпохи немого кино до современных постановок.

Василий Верещагин

7 марта — 15 июля

Третьяковская галерея

 "Факир". 1874-1876.  Василий Верещагин. Фото: tretyakovgallery.ru
"Факир". 1874-1876. Василий Верещагин. Фото: tretyakovgallery.ru

Третьяковская галерея решила повторить успех выставок Валентина Серова и Ивана Айвазовского — посетителей ждет масштабная экспозиция работ Василия Верещагина. Для самого художника всегда была важна целостность серий его картин, посвященных путешествиям, поэтому кураторы экспозиции расположат произведения именно по этому принципу — циклами: Туркестанская, Балканская, Индийская, Палестинская серии и другие. Всего на выставке представят около 100 живописных и 130 графических произведений — в основном из собрания Третьяковской галереи. Однако некоторые работы привезут из других городов — Новгорода, Вологды, Ярославля, Казани, Иванова, Серпухова, Череповца и Перми.

«Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции»

28 марта — 22 июля

ГМИИ имени А.С. Пушкина

"Девушка за вёрджинелом". Около 1670–1672. Ян Вермеер Делфтский.  Фото: arts-museum.ru
"Девушка за вёрджинелом". Около 1670–1672. Ян Вермеер Делфтский. Фото: arts-museum.ru

ГМИИ имени А.С. Пушкина впервые в России покажет 82 шедевра Лейденской коллекции Томаса Каплана и Дафны Реканати-Каплан, американских филантропов. Томас Каплан известен как крупнейший частный коллекционер голландской живописи, и его Лейденская коллекция — одно из наиболее значимых собраний голландского искусства XVII века. Особую ценность коллекции придают работы Рембрандта и его учеников, а также Франса Халса и Яна Вермеера. А также — произведения Лейденской школы тонкой живописи: это уникальная по технологии живопись по дереву и меди.

Осенью полотна из Лейденской коллекции привезут и в Санкт-Петербург: 5 сентября выставка откроется в Государственном Эрмитаже и продлится до 13 января 2019 года.

«Династия Мин — сияние учености»

17 апреля — 25 июля

Музеи Московского Кремля

Жаровня. Династия Мин (1368–1644). Фото: kreml.ru
Жаровня. Династия Мин (1368–1644). Фото: kreml.ru

В выставочных залах Патриаршего дворца и Успенской звонницы откроется выставка, посвященная искусству эпохи династии Мин — золотого века китайской культуры. На экспозиции представят уникальную коллекцию мебели династии Мин из собрания Шанхайского музея и разные предметы эпохи, резьбу по камню, живопись, редкие ювелирные изделия. Особое внимание кураторы выставки советуют обратить на фарфор и обещают показать почти все достижения мастеров-керамистов этого периода.

«Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех»

21 апреля — 29 июля

Государственный Эрмитаж

"В будущее возьмут не всех". 2001. Илья и Эмилия Кабаковы. Фото: hermitagemuseum.org
"В будущее возьмут не всех". 2001. Илья и Эмилия Кабаковы. Фото: hermitagemuseum.org

Илья Кабаков — концептуальный художник, автор жанра так называемой «тотальной инсталляции», в которой зритель оценивает не отдельные арт-объекты, а единое творческое пространство, отображающее будни советской жизни. На выставке в Эрмитаже произведения Ильи и Эмилии Кабаковых — живопись и графика, инсталляции и архитектурные модели — расскажут о становлении московского концептуализма как творческого метода. Над масштабной экспозицией работали Третьяковская галерея, Государственный Эрмитаж и британская галерея Тейт.

«Изобразительное искусство эпохи Эдо»

4 сентября — 28 октября

ГМИИ имени А.С. Пушкина

Изготовление японской бумаги. Фото: wiki2.org
Изготовление японской бумаги. Фото: wiki2.org

ГМИИ имени Пушкина станет центром культурных событий «перекрестного» Года Японии и России. Выставка искусства эпохи Эдо — времени становления японского духа и национальной идеи — будет уникальным собранием всех течений японского искусства XVII–XIX веков. Многие работы, которые войдут в экспозицию, никогда не покидали пределы Японии, а две из них обладают почетным статусом «национальное сокровище».

Архип Куинджи

3 октября 2018 года — 27 января 2019 года

Третьяковская галерея

"После дождя". 1879. Архип Куинджи. Фото: tretyakovgallery.ru
"После дождя". 1879. Архип Куинджи. Фото: tretyakovgallery.ru

Еще одной персональной выставкой в Третьяковке станет экспозиция работ пейзажиста Архипа Куинджи. Она объединит 120 работ художника из собрания Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и нескольких региональных музеев. Особое внимание уделят этюдам Куинджи — ведь именно во время работы над ними художник активно экспериментировал с цветом и светом, использовал результаты научных опытов в области физики и химии.

Выставка Марселя Бротарса

29 сентября 2018 года — 3 февраля 2019 года

Музей современного искусства «Гараж»

"Разговоры, тексты, копии". 1972–1973. Марсель Бротарс. Фото: garagemca.org
"Разговоры, тексты, копии". 1972–1973. Марсель Бротарс. Фото: garagemca.org

«Гараж» представит первую в России ретроспективную выставку бельгийского поэта, художника и кинорежиссера Марселя Бротарса. Экспозиция охватит все сферы его творчества: фильмы, объекты и инсталляции. Несмотря на то что художественная карьера Бротарса была недолгой — художник обратился к пластическому искусству только в 40 и работал лишь 12 лет — его видение во многом определило дальнейшее развитие современного искусства. Бротарс смело экспериментировал с разными техниками, соединял в своих работах разные медиа — и такой новаторский для 1960-х годов подход стали развивать и другие художники.