Найти в Дзене
pacific war

«Красные ВВС» глазами американцев

Оглавление

Поликарпов И-16 с опознавательными знаками Испанских республиканских ВВС и теми самыми «красными концами крыльев»
Поликарпов И-16 с опознавательными знаками Испанских республиканских ВВС и теми самыми «красными концами крыльев»

Наверное, многие, читавшие «По ком звонит колокол», обратили внимание на та­мош­нее описание советского истребителя И-16: «зеленые с красными концами низко расположенных крыльев самолёты, русская версия „Боинг“ Р-32, которые испанцы на­зы­ва­ли Moscas». Эрнест Хэмингуэй, конечно, прожил многие годы в Европе, что со­вер­шен­но не мешало ему оставаться 100% американцем. Соответственно, в данном случае он лишь транслировал то, что считалось у него на родине аксиомой: откуда ещё технологически отсталым странам «заимствовать» удачные идеи в области са­мо­лё­то­стро­ения, кроме как с родины авиации, или, на худой конец, у «цивилизованных» европейских стран? Поэтому крайне любопытно, как аме­ри­кан­ская авиационная пресса характеризовала машины внезапно об­ре­тён­ного со­юз­ни­ка по борьбе с «осью» Берлин-Рим-Токио в лице СССР. Особенно на фоне того, как они оценивали технологический уровень японской авиации.

А это то, что Э. Хэмингуэй скорей всего счёл  «прототипом» И-16.  Знаменитый «Боинг» Р-26 «Пишутер». Дело в том, что «Боинг» Р-32, дальнейшее развитие P-26 с другим двигателем и убирающимся шасси, существовал лишь в проекте и так и не был построен.
А это то, что Э. Хэмингуэй скорей всего счёл «прототипом» И-16. Знаменитый «Боинг» Р-26 «Пишутер». Дело в том, что «Боинг» Р-32, дальнейшее развитие P-26 с другим двигателем и убирающимся шасси, существовал лишь в проекте и так и не был построен.

Журнал «Aviation», 41-й сезон, №9, сентябрь 1942 г.

ТИПИЧНЫЕ СОВЕТСКИЕ САМОЛЁТЫ

Характеристики и проекции некоторых самолётов Красных ВВС, что удивили как союзников, так и Гитлера.

Отказ советских ВВС оставаться «аннигилированными» германскими Люфтваффе заставил – как союзников, так и гит­ле­ров­ское командование – по-иному оценить красную военно-воздушную мощь. 15 месяцев войны доказали не только то, что Со­ве­ты могут создавать самолёты современной конструкции, соответствующие современным техтребованиям, но и то, что у них имеется ши­ро­кий диапазон уже находящихся на вооружении машин, разработанных для тесного взаимодействя с наземными силами.
-3

Далее в статье приводятся краткие характеристики МиГ-3, Як-1, ДБ-3, СБ-3, Пе-2, Ил-2, Як-4, Су-2 и МБР-2. Причём только о последней машине сказано, что это «лицензионная копия» итальянской летающей лодки. Гораздо забавней выглядит оп­ре­де­ле­ние Ил-2 как «пикирующего бомбардировщика». Желающие могут почитать всю статью в оригинале.

Журнал «Air News», 4-й сезон, №1, январь 1943 г.

КРАСНЫЕ КОМЕТЫ

Большая обзорная статья по ВВС РККА, включая тактику и советскую авиапромышленность. Статья крайне до­бро­же­ла­тель­ная, по интересующей нас теме там пишется, что на заре своего возникновения «Красные ВВС» создавались с ис­поль­зо­ва­нием помощи их нынешних противников, а дальше идёт забавный пассаж:

Одним из наиболее заметных примеров этого наследия является ударный самолёт Sturmovik, эффективное про­ти­во­тан­ко­вое оружие. В сущности, самолёт является развитием «Хейнкель» He-118, некоторое количество которых Германия продала России в период их перемирия. Выдающийся конструктор Сергей Ильюшин внёс в конструкцию ряд серьёзных усо­вер­шен­ство­ва­ний, которые должны были впечатлить и самого Эрнста Хейнкеля, так как результат оказался эффективней всего, что Хейнкель когда-либо подымал в воздух. [напоминаю, что американцы почему-то искренне считали Ил-2 в том числе пикировщиком].
Как отмечалось выше, Советы разработали специальные модели перехватчиков и противотанковых самолётов для выполнения специализированных тактических задач. Вопреки распространённому мнению, большинство этих машин оп­ре­де­лён­но собственной разработки. Однако ранние машины представляли из себя иностранные разработки, мо­ди­фи­ци­ро­ван­ные под потребности Красных ВВС, но даже эти гибриды имеют отчётливый советский колорит.
-4

Далее идут краткие описания основных советских боевых самолётов. Больше никаких упоминаний о заимствованиях или копировании, за исключением указания лицензионных двигателей, послуживших основой для советских разработок («Райт Ци­к­лон», «Гном-Рон», «Испано-Сюиза»). Гораздо веселей написано о вооружении: так Як-1 оказывается вооружённым двумя 20-мм «Испано-Сюиза» и четырьмя «.55 [14-мм] пулемётами Максима», не отстаёт и МиГ-3 – 2 пушки 20-мм, 2 пулемёта .30 [7,62-мм] и ещё два .50 [12,7-мм]. По Ил-2 упоминаются даже 32-мм авиапушки, «первый самолёт, у которого столь мощное вооружение смонтировано в кры­льях». Полный текст статьи в оригинале.