Наверное, многие, читавшие «По ком звонит колокол», обратили внимание на тамошнее описание советского истребителя И-16: «зеленые с красными концами низко расположенных крыльев самолёты, русская версия „Боинг“ Р-32, которые испанцы называли Moscas». Эрнест Хэмингуэй, конечно, прожил многие годы в Европе, что совершенно не мешало ему оставаться 100% американцем. Соответственно, в данном случае он лишь транслировал то, что считалось у него на родине аксиомой: откуда ещё технологически отсталым странам «заимствовать» удачные идеи в области самолётостроения, кроме как с родины авиации, или, на худой конец, у «цивилизованных» европейских стран? Поэтому крайне любопытно, как американская авиационная пресса характеризовала машины внезапно обретённого союзника по борьбе с «осью» Берлин-Рим-Токио в лице СССР. Особенно на фоне того, как они оценивали технологический уровень японской авиации.
Журнал «Aviation», 41-й сезон, №9, сентябрь 1942 г.
ТИПИЧНЫЕ СОВЕТСКИЕ САМОЛЁТЫ
Характеристики и проекции некоторых самолётов Красных ВВС, что удивили как союзников, так и Гитлера.
Отказ советских ВВС оставаться «аннигилированными» германскими Люфтваффе заставил – как союзников, так и гитлеровское командование – по-иному оценить красную военно-воздушную мощь. 15 месяцев войны доказали не только то, что Советы могут создавать самолёты современной конструкции, соответствующие современным техтребованиям, но и то, что у них имеется широкий диапазон уже находящихся на вооружении машин, разработанных для тесного взаимодействя с наземными силами.
Далее в статье приводятся краткие характеристики МиГ-3, Як-1, ДБ-3, СБ-3, Пе-2, Ил-2, Як-4, Су-2 и МБР-2. Причём только о последней машине сказано, что это «лицензионная копия» итальянской летающей лодки. Гораздо забавней выглядит определение Ил-2 как «пикирующего бомбардировщика». Желающие могут почитать всю статью в оригинале.
Журнал «Air News», 4-й сезон, №1, январь 1943 г.
КРАСНЫЕ КОМЕТЫ
Большая обзорная статья по ВВС РККА, включая тактику и советскую авиапромышленность. Статья крайне доброжелательная, по интересующей нас теме там пишется, что на заре своего возникновения «Красные ВВС» создавались с использованием помощи их нынешних противников, а дальше идёт забавный пассаж:
Одним из наиболее заметных примеров этого наследия является ударный самолёт Sturmovik, эффективное противотанковое оружие. В сущности, самолёт является развитием «Хейнкель» He-118, некоторое количество которых Германия продала России в период их перемирия. Выдающийся конструктор Сергей Ильюшин внёс в конструкцию ряд серьёзных усовершенствований, которые должны были впечатлить и самого Эрнста Хейнкеля, так как результат оказался эффективней всего, что Хейнкель когда-либо подымал в воздух. [напоминаю, что американцы почему-то искренне считали Ил-2 в том числе пикировщиком].
Как отмечалось выше, Советы разработали специальные модели перехватчиков и противотанковых самолётов для выполнения специализированных тактических задач. Вопреки распространённому мнению, большинство этих машин определённо собственной разработки. Однако ранние машины представляли из себя иностранные разработки, модифицированные под потребности Красных ВВС, но даже эти гибриды имеют отчётливый советский колорит.
Далее идут краткие описания основных советских боевых самолётов. Больше никаких упоминаний о заимствованиях или копировании, за исключением указания лицензионных двигателей, послуживших основой для советских разработок («Райт Циклон», «Гном-Рон», «Испано-Сюиза»). Гораздо веселей написано о вооружении: так Як-1 оказывается вооружённым двумя 20-мм «Испано-Сюиза» и четырьмя «.55 [14-мм] пулемётами Максима», не отстаёт и МиГ-3 – 2 пушки 20-мм, 2 пулемёта .30 [7,62-мм] и ещё два .50 [12,7-мм]. По Ил-2 упоминаются даже 32-мм авиапушки, «первый самолёт, у которого столь мощное вооружение смонтировано в крыльях». Полный текст статьи в оригинале.