Найти тему
ПРОВЭД

Рекордные налоги: топ-7 статей, наполнивших федеральный бюджет

В 2017 году в федеральный бюджет поступило гораздо больше налогов, чем за неудачный для экономики 2016 год. Настолько больше, что по некоторым поступлениям даже перевыполнили план. Официально ставки налогов было приказано не менять, поэтому чиновники пустились на другие ухищрения, чтобы собрать больше.

Общие итоги

Федеральное казначейство подсчитало, сколько и каких налогов поступило в бюджет страны за прошлый год. По данным ведомства, в 2017 году федеральный бюджет направили 15,09 трлн рублей, что превышает план на 2,5%. По сравнению с 2016 годом (13,5 трлн рублей) доходы увеличились более чем на 12%.

В денежном выражении прирост доходов составил 1,629 трлн рублей, из которых более 1,1 трлн рублей – это прирост за счет нефтегазовых доходов. В первую очередь это налог на добычу полезных ископаемых и вывозные пошлины на углеводороды, размер которых напрямую зависит от действующих на мировом рынке цен.

-2

Высокий рост поступлений во многом был связан с возросшими ценами на нефть, которые в прошлом году восстанавливались на волне достигнутого соглашения между странами ОПЕК о сокращении темпов добычи. В результате цены на нефть марки Urals выросли на 27,2%, а курс доллара по отношению к рублю упал на 12,7%.

В конечном итоге, по данным Федерального казначейства, доля нефтегазовых доходов в бюджете выросла до 5,8 трлн рублей, что составило 39% от всех доходов федерального бюджета.

0днако и ненефтегазовые доходы в этом году тоже подросли (на 5,8%), достигнув отметки в 8,925 трлн рублей. Таким образом, теперь на них приходится 60,6% от доходов казны. Отчасти это связано с ростом налоговых ставок, отчасти – с повышением собираемости платежей с бизнеса и граждан.

-3

 1. НДПИ – 4,06 трлн рублей

По сравнению с прошлым годом поступления по налогу на добычу полезных ископаемых увеличились более чем на 41%. Если в прошлом году на долю этого вида налога приходилось 21% доходов бюджета, то теперь – 27%.

Причиной увеличения, с одной стороны, стали возросшие цены на нефть, а с другой стороны, выросла и сама ставка налога. С 1 января 2017 года стал действовать Федеральный закон №401-ФЗ, который среди прочего изменил формулу расчета данного налога для добытчиков нефти – дополнительно было введено новое слагаемое, которое увеличило ставку в 2017 году на 306 рублей, и эта прибавка поэтапно будет расти до 2020 года. Ожидается, что в будущем новая «версия» налогового маневра приведет к существенному росту доли НДПИ на нефть в бюджете с одновременной отменой экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты.

2. Вывозные пошлины – 1,968 трлн рублей

Вывозные таможенные пошлины в 2017 году составили 13% от всей суммы дохода федерального бюджета. По сравнению с прошлым годом, поступления от них стали ниже – они сократились на 4,2%.

Главным образом эту категорию налогов формируют вывозные таможенные пошлины на сырую нефть – почти 50%, и на природный газ – еще 29%. Несмотря на то, что наши доходы от экспорта нефти в прошлом году выросли на 26,6%, а от экспорта газа на 22%, поступления в бюджет стали ниже. Несмотря на рост цен на углеводороды, в России продолжает действовать налоговый маневр, который предполагал постепенное снижение пошлины на экспорт нефти при повышении НДПИ. Всего за период с 2015 по 2017 год пошлины опустились на 30% от цены за 1 баррель нефти.

Всего по сравнению с предыдущим годом, доходы от вывозных пошлин на сырую нефть упали на 5,6% – до 976,2 млрд рублей.

3. Ввозные таможенные пошлины – 588,4 млрд рублей

Поступления от пошлин на ввоз товаров в бюджете в последние годы увеличивались. По данным Федерального казначейства, в 2017 году доходы от них составили 588,4 млрд рублей, увеличившись по сравнению с прошлым годом на 3,2%. Несмотря на то, что Россия в рамках обязательств перед ВТО уже несколько лет подряд снижает ставки ввозных пошлин по таможенному тарифу, в этом году отчисления выросли благодаря росту импорта товаров на 25%.

4. Внешнеторговый НДС – 2,067 трлн рублей

НДС на товары, которые ввозятся в Россию – это одна из крупнейших доходных статей нашего бюджета, на которую приходится более 13%. По итогам года участники ВЭД увеличили платежи по НДС на 8%. Как и в случае с таможенными пошлинами, увеличение связано с ростом импорта товаров в Россию, однако это не единственный фактор.

В феврале 2016 года ФТС ввела в действие приказ № 280, который фактически запретил участникам ВЭД по всей России ввозить товары по ценам ниже тех, которые указаны в стоимостных профилях риска таможни, часто – гораздо более высоких, чем те, по которым товар был куплен за границей. Данный приказ хотя и не был широко известен за пределами сферы ВЭД, имел далеко идущие последствия, вызвав подорожание всех ввозимых в Россию товаров и, соответственно, рост налогов.

Так, например, даже в 2016 году, когда наблюдалось падение объемов импорта почти по всем видам товаров, ФТС собрала больше ввозного НДС на 7,1%, а в денежном выражении больше на 128 млрд рублей.

5. НДС с продаж – 3,069 трлн рублей

На НДС с товаров, реализуемых на территории России, приходится более 20% доходов федерального бюджета. В 2017 году отчисления по нему увеличились более чем на 15%, а в денежном выражении – на 412 млрд рублей.

При этом розничный товарооборот по России вырос совсем незначительно: по данным Росстата, оборот розничной торговли в прошлом году увеличился на 1,2%, а оптовой – на 5,9%.

Резкий рост сборов по НДС начался уже в прошлом году. Своего рода «дивиденды» государству приносит автоматизированная система контроля НДС, которая внедрялась в работу в 2014-2016 годах и была направлена на обеление данного сектора и ужесточение контроля за бизнесом.

6. Акцизы – 987,8 млрд рублей

В 2017 году в федеральный бюджет было перечислено акцизов с товаров, производимых в России, на сумму в 909,6 млрд рублей, что на 44% больше, чем в 2016 году, а сумма акцизов с ввозимых товаров выросла на 26% и составила 78,2 млрд рублей.

В России акцизами облагаются автомобили, этиловый спирт, спиртосодержащая продукция, вино, пиво, топливо, природный газ, однако самые доходные статьи нашего бюджета – акцизы на табак и бензин. По итогам прошлого года для производимых товаров они выросли до 573 млрд рублей и 136 млрд рублей соответственно. Для ввозимой продукции самые большие поступления идут от табака (17,5 млрд рублей), легковых автомобилей (20,6 млрд рублей) и крепкого алкоголя (24,4 млрд рублей).

2017 год, как и предыдущие годы, отметился ростом ставок акцизов почти на все подакцизные товары: на вина и шампанское, сидр и медовуху, пиво, крепкий алкоголь, а также на все виды табака, автомобильный бензин 5-го класса, дизельное топливо и средние дистилляты. Появились новые ставки в отношении электронных сигарет и нагреваемого табака. При этом прошедшее повышение ставок будет далеко не последним – поэтапный рост будет происходить вплоть до 2020 года.

7. Налог на прибыль и доходы – 762,4 млрд рублей

По итогам 2017 года такая статья, как налоги на прибыль и доходы граждан, увеличилась почти в два раза – с 491 до 762 млрд рублей, а их доля в бюджете увеличилась до 5%. Примечательно, что как таковая прибыль российских компаний, по данным Росстата, не выросла, а уменьшилась по сравнению с 2016 годом на 5%, причем эта тенденция характерна для большинства отраслей за исключением работы железнодорожного транспорта и добычи полезных ископаемых.

Однако нехватка прибыли с успехом компенсировалась законодательными изменениями. Сама ставка по налогу осталась прежней – 20%, но с 2017 года и по 2020 год пропорция распределения налога между федеральным и региональными бюджетами изменилась. Раньше в федеральный бюджет шло 2%, а регионам оставалось 18%, теперь же 3% против 17%.

Впрочем, это не главная причина. Основной фактор роста – временный запрет для налогоплательщиков в полной мере засчитывать убыток прошлых лет. С 2016 по 2020 год в налоговом кодексе действует поправка, по которой базу по налогу на прибыль нельзя уменьшать на сумму ранее полученных убытков более чем на 50%. Другими словами, предприниматели просто не могут зафиксировать свои убытки, и их придется списывать только в последующие годы.

Таким образом, несмотря на то, что власти обещали не повышать налоговую нагрузку на бизнес и граждан, цифры говорят об обратном. Пусть ставки в большинстве своем и остались прежними, многие налоги все же в конечном итоге выросли, либо государство нашло другие способы, как собрать больше.