Частенько вспоминаю свой первый рейс…Конец «славных» девяностых, зарплату не платят месяцами, а выживать надо. И тут подруга подкидывает идею работы в море. Пошли мы с ней по всем инстанциям оформления морских документов, благо, что наши дипломы медиков позволяли это сделать. Прошли медицинскую комиссию, курсовые обучения, получили сертификаты и вот мы моряки. Все бы нечего, только места медиков практически на всех рыбодобывающих предприятиях заняты…Походили мы по предприятиям и уже решили бросить это дело. И тут мне в голову приходит гениальная мысль – дать объявление в газету о поиске работы. Дня через три нам позвонили, правда из разных компаний, да и работу предлагали не по профилю. Но как говорится на безрыбье и рак рыба. Согласились. Так я и попала на суда рыбодобывающего флота (дневальной). Пароход небольшой- СРТМ, на борту всего две женщины, я и повар. Жутковато. Успокаиваю сама себя-«все будет хорошо». Проходит неделя моей работы. Выполняю обязанности дневальной, в процессе работы знакомлюсь с экипажем. Вроде ничего, жуть постепенно проходит. Короче вливаюсь в коллектив… День выхода судна в рейс…с самого утра начинается какая-то суета, посторонние люди на борту, сигналы тревог, причем один сигнал, минут через двадцать сменяется другим. Все бегают, кричат, матерятся. Таким экипаж я еще не видела. Забилась в каюту, сижу, жду, ничего не понимаю. Ну и дождалась… открывается дверь в мою каюту, в проеме стоит старший помощник капитана со зверски перекошенным лицом, и орет на меня матом, в реальном смысле этого слова. Чего я только о себе ни узнала…и селедка я безмозглая, и курица мокрая, и куропатка тупая, да много еще чего… У меня шок, и первые мысли- что же я сделала плохого, что на меня можно так орать? Стою в полном ступоре, а по щекам текут слезы. И тут какой- то дядька меня спрашивает- «Что девонька, в рейс идешь первый раз?»- молча мотаю головой, сказать не могу ни слова, душат слезы, обида и непонимание ситуации. Этот дядька посмотрел на меня каким-то отеческим взглядом, вздохнул и произнес-«если действительно хочешь ходить в море, изучи устав как отче наш, изучи действия экипажа по судовым тревогам, изучи свое расписание по тревогам и не позволяй никому и никогда так с тобой разговаривать. Возможно тогда и останешься на флоте». Как выяснилось потом, это был инспектор портнадзора. В ситуации конечно разобрались, моя вина нисколечко не исключалась. Когда играются тревоги на борту судна, их должен выполнять каждый, только в слаженных действиях экипажа в случае непредвиденных обстоятельств, можно справиться с любой ситуацией…Урок мне был дан на всю жизнь, но и советом инспектора я пренебрегать не стала. Все судовые расписания и действия по тревогам выучила так, что и сейчас по прошествии двадцати с лишним лет, могу рассказать и осуществить с закрытыми глазами. На этом пароходе я проходила в море почти год. Многое поняла, многому научилась и вынесла для себя основное - море не прощает слабых и безвольных людей. А с этим инспектором я сталкивалась потом еще много раз, на других уже судах, при выходе в очередной рейс.