Часто бывает ситуация, когда отсмотрев все базовые источники, мы приходим к выводу, что кандидата нет на рынке. В такие моменты в игру вступает прямой поиск.
Занимаясь прямым поиском, я чувствую себя главным героем рассказов Артура Конан Дойла, который с помощью крупиц информации собирает целую картину и распутывает сложные дела. В нашей работе «дело» – это поиск кандидата, которого нет на рынке.
Так как же нам найти такого кандидата?
Глобально процесс поиска разбивается на следующие стадии:
· Сбор информации из различных источников;
· Анализ и пересмотр алгоритма запросов;
· Финальная консолидация данных.
Собираем крупицы
Зачастую мы даже и не представляем, как много о нас знает интернет. Каждый наш шаг, каждое наше действие тщательно собирается и анализируется сетью. В большинстве случаев, мы сами делаем так, что о нас многое можно узнать из интернета.
О том, что мы выкладываем сами
Самое главное в прямом поиске понимать, что каждый кандидат - это в первую очередь человек, у которого есть друзья, интересы, работа и прочие увлечения. Человек не может жить без общения, так остаются следы, «хлебные крошки».
Какие же следы мы оставляем?
· Выкладываем совместные фотографии с друзьями;
· Вступаем в интересующие нас группы;
· Активно комментируем и лайкаем различные записи и фотографии;
· Ведём собственные блоги;
Вся информация разбросана среди различных открытых источников и в совокупности способна собрать психологический портрет кандидата.
Вот список популярных источников, где кандидаты обычно делятся открытой информацией:
· Facebook;
· Instagram;
· Twitter;
· Vkontakte;
· Odnoklassniki;
· Snapchat;
· Livejournal;
· Мой Мир.
На этом этапе сбора информации у опытного рекрутера не возникает особых проблем, так как всеми данными кандидат делится сам, пусть и в ограниченном количестве на десятках различных сайтов.
А что если человек не афиширует свою жизнь?
Очень часто бывает, что наш кандидат – человек старой формации. Он прошёл через лихие девяностые и знает, что лучше нигде не светиться. Однако хотим мы этого или нет, часть персональной информации всё же просачивается в открытые источники.
Как информация попадает в открытый доступ?
Заполняя бланки регистрации на различные мероприятия, мы нередко оставляем свои данные, которые потом вносятся в архивный реестр и могут быть доступны в сети интернет. Когда мы оставляем контактные данные, например, на подписку обновлений, они также становятся объектом общественного внимания. Многие сервисы грешат этим и охотно делятся информацией между собой. Университеты также охотно раскрывают списки абитуриентов. В таких файлах можно найти полное ФИО человека, а если повезет, то и электронную почту, и даже ссылки на социальные сети.
Какую информацию обычно раскрывают эти источники?
· ФИО;
· Дату рождения;
· Адрес электронной почты;
· Ссылку на социальные сети.
Помимо классических агрегаторов поиска, таких как Яндекс и Google, активно набирают популярность нестандартные методы сбора данных. Среди них особо популярны специализированные чат-боты в Telegram и сторонние агрегаторы сбора данных, доступные с помощью VPN подключений.
Не переступая черту закона, с помощью ловких движений клавиш можно получить такую информацию, как:
· Прописка по месту жительства;
· Мобильный и домашний номер;
· Информация о наличии долговых обязательств;
· Сведения о физических лицах, являющихся руководителями или учредителями (участниками) нескольких юридических лиц.
Задача опытного рекрутера на этом этапе активно «пылесосить» всю возможную информацию, которую он может достать из всех доступных источников. На этом этапе обычно удаётся собрать 60-65% необходимой информации.
Анализируем результаты. Пересматриваем поиск.
Собрав большой массив данных, мы приступаем к систематизации полученной информации.
Здесь наша задача определить правильность полученных данных путем комбинации запросов в поисковых системах. Обычно достаточно получить 2-3 одинаковых ответа на запрос, чтобы убедиться в достоверности собранных данных.
Завершив фактчекинг, мы приступаем к сбору недостающей информации.
В рамках нового поиска мы дополняем полученную ранее информацию в запросах и получаем обновленные результаты поиска. Для отображения более релевантных ответов, например, можно попробовать сменить локацию на место проживания кандидата.
Иногда, в процессе анализа данных может выясниться, что кандидат сменил фамилию или место основного пребывания. В таком случае мы запускаем заново алгоритм поиска с учётом новых данных и с большей вероятностью получаем недостающую информацию.
В прямом поиске все средства хороши
Однажды, в рамках прямого поиска руководителя области закупок среди крупнейших компаний, мне удалось собрать всю информацию по кандидату за исключением возраста. Информация по кандидату была крайне ограничена. Такая незначительная деталь, как штрих-код посадочного талона, выложенная в Facebook двумя годами ранее, позволила мне узнать, что кандидат сменил фамилию. Поиск пришлось выстраивать по новому запросу, и вся информация была быстро собрана.
Ещё один интересный случай связан с поиском директора крупного производственного холдинга. Кандидат ввиду своего возраста не был представлен в социальных сетях. Ситуация осложнялась еще тем, что секретари были крайне опытны и не пропускали мои звонки. Два дня отчаянных поисков контактного номера кандидата не приносили плодов. С помощью прямого поиска удалось идентифицировать сына директора, проживающего в Германии. Созвонившись с ним, я узнал о племяннице директора, проживающей в России. Когда я созвонился с ней на 3 день, она приятно удивилась глубиной проведенного поиска и с радостью поделилась контактами.
Наводим лоск
На этом этапе мы наводим лоск на полученные результаты. Тут особенно ценится внимание к деталям. Единый стиль оформления и красивая подача с инфографикой придадут дополнительную ценность вашим стараниям. Для клиента всё должно быть красиво и интуитивно понятно.
Из опыта рекрутера Manpower: Гарри Мурадяна.