Французский гитарист Thomas Viloteau (b. 1985)— обладатель многочисленных наград и победитель Guitar Foundation of America 2006.
Интервью опубликовано 07.06.2017, ссылку на оригинал смотрите в конце этой статьи.
Когда вы начали играть и почему? Или, что привело вас к гитаре изначально?
Я начал играть в возрасте 12 лет. В маленьком городке, в котором я жил в то время, с моими родителями, на юге Франции, была музыкальная школа, и мы решили, что мне будет полезно брать уроки музыки. Мне нужно было выбрать инструмент, на котором я хотел бы играть, и поскольку у меня уже была гармоника и я видел, как парень по телевизору играл на гитаре и гармонике одновременно, мне показалось, что мне нужна гитара. Я даже не думал о том, чтобы играть в тот момент, просто обладание гитарой звучало круто для меня. Я уже пробовал учиться на скрипке со своим отцом, но это было совсем не здорово, я понятия не имел, куда ставить пальцы. Я помню, когда мой папа сказал мне, что у гитары есть лады, я подумал, что это читерство. Для меня это было просто вопросом установки пальца на правильном ладу и защипыванием струны.
Какой репертуар вам нравится исполнять больше всего?
"Классическая" гитара — это уникальный инструмент в том смысле, что у нас есть репертуар, начиная от эпохи Возрождения и до наших дней. Однако, в каждом стиле недостаточно репертуара, чтобы специализироваться на нём — было бы нелегко например, сказать, что вы специалист по романтической гитаре, и проводите всю жизнь, играя только гитарную музыку 19-го века, не испытывая при этом скуки в какой-то момент. Это почти заставляет нас играть музыку всех эпох, что может быть немного удивительно для зрителей, привыкших к тому, что многие исполнители играют вполне определённый репертуар. Но в конце концов, даже если бы я мог выбрать на всю жизнь, какого рода репертуар я буду играть, я не уверен, что поступил бы именно так. Мне нравится играть Баха точно так же, как нравится играть Сора или бразильскую пьесу Ассада. Для меня стиль — это то, что делает музыку, и я стараюсь изо всех сил, чтобы стать совершенно другим игроком от одной пьесы к другой, что делает любой репертуар интересным.
На какой гитаре или гитарах вы играете? Струны?
Я играл на своём Smallman 2006 года на струнах Savarez Alliance. Несколько лет назад я также приобрёл гитару Bastien Burlot, которую я люблю.
Какие гитаристы и музыканты оказали на вас наибольшее влияние?
Я думаю, что мои учителя были главным источником вдохновения, когда я рос. Это было до Youtube, поэтому знания тогда были гораздо более локализованы! Когда я переехал в Париж в начале 2000-х годов, я встретил огромное количество потрясающих исполнителей и учителей. Их слишком много, чтобы привести всех, но каждый, кого я встречал и слышал в какой-то момент, оказал влияние на каком-то уровне.
Какими записями вы гордитесь?
Надеюсь, теми, которые я ещё не сделал!
Какие записи, по вашему мнению, являются самыми лучшими отражениями звука гитары?
Все записи, сделанные Norbert Kraft, великолепны. Когда я свожу свои собственные компакт-диски, я сравниваю их с записью, которую я сделал с ним для Naxos, когда я выиграл GFA. Кроме того, жемчужиной для меня всегда был "Nuages" от Dyens.
Вы очень кинематографичны, даже слишком. Можете ли вы показать ваше оборудование и процесс записи, приводящие к качеству мирового уровня?
У меня есть несколько видеокамер Canon, которые я приобрёл несколько лет назад. Самой большой является xha1, которая является отличной камерой 1080p. Технологии всегда движутся, и с разрешением 4k теперь мне придётся сменить тему в какой-то момент. Я записываю звук с помощью двух микрофонов AKG C414, которые мне нравятся. При хорошем размещении и хорошей комнате они записывают великолепно. Я редактирую звук в Cubase и видео в Premiere pro.
Насколько много вы занимаетесь? Структурируете ли вы свои занятия каким-либо конкретным образом?
Это зависит от поставленных сроков. Если у меня нет концертов и нет необходимости разучивать новую пьесу, я буду заниматься очень мало. Я могу неделями не касаться гитары. Если же мне нужно выучить новую программу, и приближается концерт, я буду заниматься до 6-8 часов в день, хотя я не делал так уже довольно давно. Если я гастролирую, первые несколько концертов требуют работы, но после этого я практически перестаю заниматься. Я занимался много, когда был моложе, на протяжении многих лет, и думаю, это позволяет мне сегодня немного замедлиться. Конечно, я могу сказать, что всегда играю лучше, если много занимаюсь!
Есть ли аспекты гитары, с которыми вы боретесь, или над чем вы всё ещё работаете?
Тремоло является моим давним врагом, поэтому я начал заниматься им, чтобы доказать, что могу это сделать. Оно всё ещё не такое хорошее, как у некоторых других исполнителей, которых я вижу на Youtube, но я не думаю, что у меня будет терпение, чтобы работать над ним бесконечно. Для меня это просто специальная техника, и она никогда не должна стоять впереди пьесы или музыки. Я, вероятно, запишу ещё несколько пьес, которые используют тремоло, и хватит!
Вы не торопясь запоминаете музыку или имеете специальную технику, которая помогает разучивать музыку на память?
У меня всегда была хорошая память на музыку, но я также стараюсь вникнуть в партитуру настолько глубоко, насколько смогу. Если я хорошо понимаю гармонию, общую форму и её детали, структуру фраз и так далее, я обычно могу запомнить что-то после пары проигрываний.
Вы публиковали какие-либо свои редакции или собираетесь в будущем?
Несколько лет назад я и Gabriel Bianco опубликовали несколько сонат Scarlatti. Я также сделал свою собственную версию партиты BWV 1004, но, поскольку мне нравится меняться, мне всегда сложно печатать что-то и рассказывать людям, как я это делаю, потому что это скорее всего неправильно. Когда люди спрашивают меня о нотах моих аранжировок, я всегда советую им работать над собственными транскрипциями из лучшего источника, доступного для данной пьесы.
У вас есть любимое упражнение, которое вы используете для разогрева?
Признаюсь, что я не разогреваюсь. Мне нужно немного, чтобы заставить пальцы двигаться, но, если мне нужно разогреться, я буду просто играть пьесу медленно.
Есть ли у вас какие-либо предконцертные ритуалы?
Мне нравится делать упражнения на растяжку и дыхание (пранаяма). Я также чувствую себя лучше на сцене, если в день концерта я проиграл каждую пьесу программы хотя бы один раз. Это относится только к первым парам концертов в туре, если я не играл больше месяца. Если же я играю регулярно, перед концертом я могу заниматься буквально чем угодно.
Какой самый важный совет по занятиям вы предложите молодым исполнителям?
Я думаю, всё говорит о том, что не нужно заниматься слишком много. Просто пара очень сфокусированных часов может быть лучше шести часов, но с рассеянной концентрацией. Это правда. Хотя я не понимаю, почему бы и не позаниматься в течение шести часов. Чем больше вы занимаетесь, тем лучше, это короткий ответ. Если у вас нет проблем с осанкой, и вы уверены, что не навредите себе, идите и тренируйтесь весь день. Это становится второй натурой. Там нет коротких путей.
Какой репертуар вы считаете необходимым для усвоения учениками школы / консерватории? Почему?
Молодые исполнители развивают свою музыкальную технику и слух. На чисто музыкальном уровне в барочном репертуаре или в репертуаре Ренессанса так много работы, что для учеников это может представлять некоторую проблему. Репертуар 19-го века ближе к нашим сегодняшним традициям, и для учеников это может оказаться более естественным. То есть, что касается методики обучения, это очень важный репертуар. Музыка 20-го века также очень важна и научит вас новым хитрым приёмам. В основном, я бы держался подальше от слишком большого количества транскрипций, и придерживался бы репертуара 19-го и 20-го веков.
Когда ученики побольше узнают о практике исполнения в 16-17 веках, они должны понять этот репертуар. Для меня играть Чакону Баха в возрасте 18 лет было большим опытом в музыке, но я не могу сказать, что я многому научился технически. Этюды Сора значительно ценнее.
Какие записи должен знать каждый молодой гитарист и почему?
Я не могу прямо назвать жизненно важные записи, но я бы посоветовал студентам слушать все виды музыки в целом, а не только гитару. Слушать только других исполнителей, когда вы изучаете пьесу, является немного ограниченным — вам нужно понять источник, а прослушивание других исполнителей даст вам лишь толкование того, что вы ищете. Это немного похоже на чтение книг: вы поймете всё намного лучше, если прочитаете сами. Если вы столкнулись с Россинианой, послушайте что-нибудь из Россини. Это звучит смешно, но многие студенты основывают свою интерпретацию на том, что они слышали от других исполнителей. Если вы играете Ассада, послушайте популярную бразильскую музыку, певцов, группы, а не только то, что делают другие классические гитаристы в этой музыке. Обращайтесь к первоисточнику.
Какую последнюю книгу вы прочитали? Любимый автор / авторы?
Я готовлюсь к обширным экзаменам в Истменской школе музыки (консерватория в Рочестере, Нью-Йорк), и это будет завершением моих докторских изысканий, поэтому я не читаю ничего, кроме книг по теории музыки, и связанных с историей. До этого, когда у меня была нормальная жизнь, авторами, которых я любил, были Kundera, Vian, Sartre, Camus... но это было давно!
Вы следите за своим здоровьем? Упражнения? Следуете определённой диете? Есть ли любимая еда перед концертом?
Я стараюсь как можно больше упражняться и работать, хотя последние годы были заняты учёбой. Моя специальная диета вертится вокруг дегустации всех сортов хорошего пива всегда, когда это только возможно, а также много эспрессо. Всё очень полезно для здоровья.
Вы медитируете каким-либо способом?
Я немного расслабляюсь перед концертом, если чувствую, что немного нервничаю, но я не делаю это на регулярной основе.
Какой ваш любимый способ провести время, когда вы не занимаетесь?
Я люблю готовить, варить кофе, пить пиво, смотреть фильмы и играть со своими кошками!
По материалам статьи Interview with Thomas Viloteau