На карте района есть село Голышманово и поселок Голышманово. «Село имеет давнюю историю – оно стояло на Сибирском тракте. А поселок Голышманово появился значительно позже, уже после строительства железной дороги Тюмень – Омск в 1911 году», – объясняет заведующая районным краеведческим музеем Светлана Усольцева.
Железнодорожные пути прошли вдалеке от зажиточных волостных центров, по лесам и болотам. По одной из версий местные купцы якобы даже приплатили проектировщикам, чтобы железную дорогу не пускали по их полям и пастбищам. Но это всего лишь легенда. В действительности местное население хорошо понимало, какие перспективы открывает новая транспортная артерия.
Подрядчики нанимали для строительства дороги местных крестьян, и те шли с удовольствием. Во-первых, им платили хорошие деньги, а во-вторых, отдавали лес, который приходилось рубить, прокладывая пути. Счет сделанной работе шел на пни: за каждый давали пять копеек. Батраки даже воровали друг у друга пеньки, чтобы получить побольше.
Почти сразу на станции Голышманово появились вокзал, водонапорная башня для заправки паровозов, три казармы для железнодорожных рабочих и пакгуз. Не сохранился только последний, остальные имеют статус объектов культурного наследия.
Все построено на совесть, из крепкого местного кирпича.
Купцы постепенно стали переезжать поближе к станции. Пристанционный поселок получил такое же название, как небольшая речка поблизости – Катышка. Но у краеведов есть и другая версия: название произошло от слова «катить», ведь купеческие дома не строили заново, а просто перекатывали на новое место из окрестных селений. Катышка со временем превратилась в районный центр, а уже после Великой Отечественной войны стала рабочим поселком Голышманово.
Главная улица поселка в те времена называлась Большой, на ней стояли дома самых богатых дельцов. Теперь рассмотреть их можно лишь на черно-белых снимках, выставленных на уличной экспозиции.
«На месте магазина «Молоток» стоял дом первого купца Шубина, он владел пекарней и кабаком, сдавал комнаты приезжим. Рядом был дом Ивана Ширшова – торговца кожей. Напротив жил Иван Дюков, он занимался скотоводством, имел маслозавод, продукцию которого покупали даже в Ирбите и Кургане. Отец и сын Кутыревы промышляли скупкой мяса и рыбы, а у семьи Фельдманов была своя паровая мельница», – рассказывает Светлана Усольцева.
Неудивительно, что это богатое поселение стало одним из центров сопротивления красному движению. В гражданскую войну на территории района шли ожесточенные бои. Армия Колчака, заручившись поддержкой местных кулаков, в 1918 году взорвала мост через реку Емец.
А потом белые расстреляли здесь почти в полном составе Первый уральский коммунистический железнодорожный батальон, приехавший восстанавливать разрушенный мост. На центральной улице установлен памятник военным железнодорожникам.
В 1921 году район охватило крестьянское восстание. К нему присоединились четыре тысячи человек. Землепашцы были возмущены тем, что советская власть стала отнимать вместе с «излишками» посевное зерно. Бунт начался 5-6 февраля. Комсомольцы ставили спектакль «Ванька-ключник», на последних актах послышались крики и выстрелы. Крестьяне под руководством Бердова схватили и жестоко расправились с красными активистами – их имена записаны на обелиске.
Мятеж быстро подавили, и тогда уже многие крестьянские головы полетели с плеч, но имена кулаков история не сохранила. Хотя они тоже были убиты зверски и сброшены в овраги у деревни Усть-Ламенка. Тела бунтовщиков пролежали там до половодья, а места эти еще долго называли «оврагами смерти».
http://rodinatyumen.ru/rodnaya-zemlya/golyshmanovskiy-rayon/