Многие годы ответ на этот вопрос менялся на диаметрально противоположный. Сначала жир считался самым большим врагом, его ограничение фигурировало в большинстве программ по уменьшению лишнего веса. В настоящее время вектор изменился и все большую популярность приобретают низкоуглеводные диеты.
Недавно было проведено рандомизированное исследование по изучению влияния различных факторов на эффективность диетических интервенций (DIETFITS - The Diet Intervention Examining The Factors Interacting with Treatment Success) с включением 609 пациентов, которые придерживались здоровой сбалансированной диеты с низким содержанием углеводов (ДНСУ) или с низким содержанием жиров (ДНСЖ) в течение одного года.
Авторы исследования также изучали влияние генетических особенностей субъектов в группе ДНСЖ. Кроме того, изучался уровень инсулина после употребления блюд для установления возможного лучшего ответа на применение низкоуглеводной диеты.
В конце 12 месяцев наблюдения не было установлено достоверной разницы в уменьшении массы тела между участниками двух исследуемых групп. В группе ДНСЖ средняя потеря веса составила 5,3 кг по сравнению с 6,0 кг группе ДНСУ (разница статистически недостоверна). Генетические особенности и количество инсулина через 30 мин. после употребления пищи не предоставляют возможности прогнозирования эффективности ДНСУ или ДНСЖ.
Как оценивать результаты этого исследования? С одной стороны, они должны понравиться сторонникам сбалансированной гипокалорийной диеты, которая предназначается для уменьшения веса. Ряд предыдущих исследований уже доказал ее аналогичную эффективность по сравнению с диетическими планами, которые имеют разное содержание макронутриентов (белков, жиров и углеводов). Кроме того, сообщается об лучшем исполнении диетических рекомендаций, составляющих основу сбалансированной диеты.
С другой стороны, критический взгляд на методологию исследования Gardner et al. позволяет предположить влияние определенных нюансов. В частности, разница в содержании макронутриентов была: ДНСЖ по сравнению с ДНСУ: углеводы 48% против 30%; жиров 29% против 45%; белки 21% против 23%, соответственно. Так что, возможно разница в содержании основных пищевых веществ - источников калорий была недостаточно значительной, чтобы продемонстрировать достоверное влияние на потерю массы тела.
Наконец, данные о потреблении пищевых продуктов и блюд, а также по физической активности сообщались участниками исследования. Это также может являться причиной получения необъективной информации со последующими погрешностями и субъективизацией результатов анализа.
Тем не менее, в обеих группах была достигнута главная цель диетических интервенций - уменьшение избыточной массы тела независимо от относительного содержания жиров или углеводов.