Найти в Дзене
Открыть гештальт

Конфликты. Белая ворона или пятая колонна?

Оглавление

Речь пойдет о конфликте человека и группы.

Например, когда подросток противостоит родителям, это личность выступает против группы – семьи.

«Типичные конфликты личности и группы
1. «
Белая ворона». Отсутствие идентификации личности с группой, большое число барьеров коммуникации. Девиз: он не такой, как мы, против него мы и дружим. Актуально на стадии адаптации.
2. «
Пятая колонна». Демонстративное нежелание личности следовать нормам внутригрупповой субкультуры. Проявляется в особенностях профессионального языка, стиля работы, отношения к коллегам и клиентам и пр.
3.
«Разрушитель». Ломка (в том числе сознательная) человеком привычных стереотипов и способов действий. Присвоение себе полномочий распоряжаться в группе и от ее имени. Конфликт приводит к перестройке организационной иерархии под идеи "разрушителя"» (В. Козлов, А. Козлова. Конфликт: участвовать или создавать...).

Хочу заметить, что в случае «белая ворона» противостояние возникает в направлении от группы к личности, а в случаях «пятая колонна» и «разрушитель» – наоборот. Понимание этого поможет сфокусировать усилия по разрешению конфликта в нужном месте.

Рассмотрим примеры.

Школьные конфликты

***

Ребенок перешел в новый класс и оказался «белой вороной»: его дразнят, задирают одноклассники; советы "не обращать внимания" и "дать сдачи" не работают - и то и другое вызывает лишь новую волну насмешек и физической агрессии одноклассников. 

Работу по разрешению конфликта необходимо направить в первую очередь на весь класс, и важно привлечь к ней школьных педагогов и психологов.

Как пишет Людмила Петрановская, травля – это, в первую очередь, болезнь коллектива [2]. Хотя и ребенок, у которого конфликт с группой, конечно, тоже должен быть обеспечен психологической поддержкой, но в первую очередь в фокус внимания здесь стоит взять внутригрупповые процессы.

***

Подросток отказывается носить школьную форму, не делает домашнего задания, грубит учителям, ведет себя вызывающе.

Подростки часто выступают в школе или в собственной семье в роли «пятой колонны» или даже «разрушителя» – и здесь инициатором конфликта выступает личность (подросток), а не группа. Это значит, что фокус работы по разрешению конфликта будет смещен именно на личность: это не значит, что подросток виноват в конфликте и должен подстроиться и «исправиться», а значит, что начать анализ проблемы стоит именно с его потребностей, конфликтующих с потребностями группы, и истоки конфликта лежат, скорее всего, на внутриличностном уровне.

Семейные конфликты

***

Мама отчитывает сына за шалость, вмешивается бабушка и начинает не просто защищать внука, но и нападать при этом на маму, обвинять и оскорблять ее (выступает как «разрушитель»). Потом может образоваться коалиция, где бабушка и внук единым фронтом выступают против мамы.

Здесь опять важно найти корни конфликта, а они могут лежать ниже уровня (внутрисемейного), на котором произошел инцидент (ссора). Корни могут располагаться на межличностном уровне – вероятнее всего, что истинный и главный конфликт на самом деле разворачивается между бабушкой и мамой. 

Корни конфликта могут залегать еще глубже – на внутриличностном уровне кого-то из участников: допустим, мама может чувствовать себя обиженной и ненужной на фоне много помогающей бабушки, но не готова ни отказаться совсем от ее помощи, ни вернуть  себе часть полномочий, ни признать необходимость помощи. Или бабушка может переживать кризис в связи с выходом на пенсию и возрастными изменениями, испытывать недостаток признания, самореализации, но не осознает этого, поэтому не помогает себе реализовать эти потребности в другом месте и бессознательно конкурирует с мамой за роль самого главного, влиятельного члена семьи.

Литература:
1. Владимир Козлов, Александра Козлова. Конфликт: участвовать или создавать... М.: Эксмо, 2009.
2. Людмила Петрановская.
Детки в клетке-5

Приходите на консультации, будем разбираться с трудностями вместе!

Одна из возможностей: онлайн-группа об отношениях. Еще есть места и можно присоединяться.

Ирина Рёбрушкина, гештальт-терапевт

почта rebrushkina@list.ru, телефон (903)137-74-42