Найти в Дзене
Автоспорт

Гоночный "Запорожец"? Да это же бред! Или нет?

Оглавление

Автомобили Запорожского автомобилестроительного завода (ранее называвшегося Автомобильный завод „Коммунар“) нечасто становились базой для создания гоночных машин. Думаю не надо объяснять причину?

Но то тут, то там появлялись смельчаки-энтузиасты, бросавшие вызов устоявшемуся скепсису в отношении "Пырзиков". О некоторых проектах на базе легенды советского автопрома я вам сегодня расскажу...

Из кросса в ралли || Проект Олега Бахтеева

"Запорожец" появился у Олега Бахтеева случайно – машину ему подарил товарищ по кроссовой команде. На тот момент ростовчанин очень хотел заниматься автоспортом, но гоночного автомобиля у него попросту не было.

Вооружившись КиТТ ("Классификация и технические требования к автомобилям, участвующим в спортивных соревнованиях") – тогда техтребования были в принципе одинаковыми для всех дисциплин – Олег усердно взялся за работу.

Самым сложным было найти специальные трубы для каркаса безопасности, но тем не менее это удалось и уже через полтора месяца автомобиль из гражданского превратился в кроссовый. На нем новоиспечённый гонщик проехал пару местных соревнований, после чего... поставил машину на прикол в свой спортклуб. Почему? Да просто пересел на багги.

Но через пару лет, когда тяга к ралли пересилила автокросс, Олег вернулся к своему "Запорожцу" и вновь занялся переделками – на этот раз из кроссового он сделал раллийный автомобиль.

Дебютный старт раллийного "Запорожца" Олега Бахтеева
Дебютный старт раллийного "Запорожца" Олега Бахтеева

А закончив работу тут же отправился на ралли "Вираж", которое проводилось в ростовской области. Там в сентябре 2002 года и состоялся раллийный дебют многострадального ЗАЗ-968М. Олег проехал гонку "нулем" – его автомобиль открывал дистанцию перед основными участниками ралли.

Степь да степь кругом... А в степи – "Запорожец"!
Степь да степь кругом... А в степи – "Запорожец"!

Участие в ралли выявило ряд областей, которые требовали вмешательства молодого конструктора и Олег вновь взялся за инструменты. К сезону-2004 машина была серьёзно модернизирована. Вместо родного мотора туда же – в заднюю часть автомобиля – был вживлён двигатель от ВАЗ-2108. От перегрева двигатель спасали два соединенных последовательно радиатора – от АЗЛК-2141 и "Оки".

Машина обрела дисковые тормоза и спереди, и сзади. Кардинально обновилась подвеска – назад были установлены амортизаторы от ВАЗ-21083, а спереди от Mercedes W123.

"Запорожец" версии 2004 года
"Запорожец" версии 2004 года

Обновлённый "Запорожец" проехал две гонки "нулем" – ралли "Зори Кубани" и ралли "Гуково". Кроме того, два раза Олег Бахтеев выезжал на нем в качестве полноценного гоночного автомобиля – ралли "Вираж" и ралли "Золотая осень".

"Запорожец" открывал этап чемпионата России! Вот так-то!
"Запорожец" открывал этап чемпионата России! Вот так-то!

К сожалению, оба боевых выезда окончились сходом – в первой гонке срезало привод, а во второй "умер" двигатель.

По окончании 2004 года в межсезонье "Запорожец" обрёл новое сердце – вместо почившего в бозе мотора от "восьмёрки" был установлен хорошо форсированный двигатель от ВАЗ-21083 с объемом 1600 куб.см. И на первом же ралли "Зори Кубани" автомобиль... совершил фееричные "уши" в два оборота с приземлением на росшее в повороте небольшое дерево.

Одно из последних фото машины...
Одно из последних фото машины...

Самостоятельно вытащить автомобиль на трассу у экипажа не получилось – с дерева его сдернула "метла" и из-за опоздания гонку пришлось закончить досрочно. Самое интересное, что "Запорожец" не потерял способности самостоятельно передвигаться и до автомобиля-технички доехал своим ходом.

Уже на базе команды ревизия кузова показала, что он буквально разошелся по швам а каркас безопасности принял форму пропеллера. После чего кузов автомобиля был отправлен на металлолом, а двигатель и прочие агрегаты ушли на другие машины.

К примеру, стоявший на "Запорожце" двигатель Олег Бахтеев установил на свою новую раллийную "восьмёрку" и финишировал на этой машине вторым на ралли "Новороссийск" – это, между прочим, этап чемпионата России по ралли!

Вот так закончилась короткая, но яркая карьера "Запорожца" постройки Олега Бахтеева.

Subaru задом наперёд || Проект Александра Воробьёва

Есть в Ярославской области целая раллийная династия – семья Воробьёвых. Один из её представителей построил уникальный полноприводный раллийный "Запорожец" и выступал на нём в гонках.

В своей первой ипостаси это был "инвалидный" ЗАЗ 968М, который попал в аварию в Москве. Кузов был отдан гонщикам, которые из него построили нечто...

Супер-"Запор" был способен и на такое!
Супер-"Запор" был способен и на такое!

Итак, вторая жизнь машины оказалась такой – мотор 1,3 литра, каркас безопасности и заявка на Ралли "Медведь". А потом началась гонка вооружений. Мотор объёмом 1,3 литра сменил сперва двигатель 1,6, а потом и 1,8 литра. Но на этом совершенствование конструкции автомобиля не закончилось.

-7

Последняя версия "Запорожца" представляла собой настоящую "Subaru наоборот" – симметричный постоянный полный привод, но мотор стоял сзади.

-8

Сейчас машина по-прежнему существует, но в новом кузове – старый уже не выдерживал нагрузок.

Сумасшедший "горбатый" || Проект Игоря Макарова

Эта машина хорошо известна в российской раллийной тусовке – совершенно адовый ЗАЗ-965, построенный в Санкт-Петербурге.

На этой машине в чемпионате и Кубке России по ралли выступал Игорь Макаров.

Машина моей мечты!
Машина моей мечты!

Машина претерпела несколько модернизаций:

– открывавшиеся по ходу движения двери были перевешены на передние петли

– в первой версии стоял двигатель от ВАЗ-2106 объёмом 1,8 литра

– во второй версии был установлен мотор FIAT объёмом 2 литра

– коробка передач от ВАЗ-2108

– задняя подвеска независимая

Это был настоящий зверь – волк в овечьей шкуре. Но помимо скорости машина поражала своим внешним видом – как сказали бы сейчас: «и мимими, и ррррр»!

-10

Фото из моего архива