Как известно, любая дорога начинается с первого шага. Каждый из нас сделает свои шаги по дороге жизни, каждый из нас оставит на ней свой след. Кто поможет человеку шагнуть в неизвестный и такой чужой мир? Родители пытаются оградить ребенка, защитить его от напастей, дают ему первые знания о мире. Но рано или поздно им придется отпустить его. И тогда уже первые знания ребенку даст учитель – человек, который своим опытом и умением фактически определяет будущее своего ученика.
С того самого момента, когда на свете появилось второе поколение людей, возникла потребность в передаче знаний. Старики пытались сохранить свои знания перед смертью. Молодые стремились получить знания и приспособиться к условиям жизни. Так появились первые учителя – посредники между прошлым и будущим. Со временем профессия учителя развивалась. Уже в Древней Греции и в Древнем Риме появились первые школы, в которых седовласые мудрецы преподавали ученикам азы различных дисциплин. Образование, бывшее сначала привилегией богатых и достойных людей, вскоре стало обязательным, появилось больше дисциплин, возрос сам уровень знаний. Таким образом, можно сказать, что профессия учителя появилась практически с возникновением человеческой расы.
Кто же такой учитель на самом деле? Прежде всего, это — живая энциклопедия, колодезь знаний, к которому готовы припасть дети. Но только ли? Попробуйте посадить вместо учителя робота, обладающего теми же знаниями, и вы увидите, что далеко не все ученики будут его слушать. Учитель – не просто источник знаний. Он должен обладать живым умом, должен уметь донести истину до любого ученика. Но прежде всего – он должен быть человечным и открытым. Только человек, понимающий детей, сможет стать превосходным учителем. Суметь пробить дорогу к детским сердцам и привить детям тягу к знаниям – вот главная задача учителя.
Самыми строжайшими судьями для учителя всегда будут являться дети. Но это не так смешно, как кажется. Пусть дети не столь изворотливы и искушены, как сами взрослые, но они честны и восприимчивы, как никто другой. Что бы ни сказал учитель, что бы он ни сделал – в будущем следы каждого поступка учителя запечатлеются в характере ученика. С ребенка сойдет его наивность, корабль детства уплывет в безбрежные дали, но характер ребенка навсегда останется таким, каким его из податливой глины вылепил сам учитель. И не будет для учителя оценки строже, не будет худшего свидетельства его ошибок, чем выросший ребенок, ставший наркоманом, вором или убийцей. Ошибка учителя может стоить гораздо больше всему обществу, нежели самому учителю. Всегда нужно помнить об этом.
Каким является ребенок на раннем пути своего развития? Каждый ребенок может служить наглядным примером, показателем тех слоев культуры, где он родился и вырос. Прибавьте к этому личные качества ребенка, формировавшиеся в нем с самого момента его рождения – и вы получите уникального, ни на кого не похожего маленького человека. Но каждый ребенок разный, а в одном классе их будет несколько десятков. Здесь проявляется одно из самых важных умений учителя – умение найти подход к каждому ребенку, независимо от своих личных предпочтений. Учитель никогда не оставит в стороне ребенка, будь он даже самым замкнутым и непонятливым человеком в мире.
Каким должен быть настоящий учитель? На этот вопрос нет однозначного ответа. Один ученик захочет доброго и понимающего учителя, другому нужен будет жесткий и строгий учитель. Но самое главное – учитель не должен механически повторять заученные истины. Он не должен быть злым, глухим к чужим проблемам. Настоящий учитель способен помочь своим ученикам, научить их своим примером.
Отдельной проблемой являются расхождения между тем, что учитель говорит и тем, что учитель делает. Дети ясно видят, когда сам учитель верит тому, что он говорит, когда он сомневается, когда он твердит понятия, над которыми всегда смеялся. Грани нравственности становятся более размытыми, нечеткими, ребенок видит неверие учителя и сам перестает верить. Профессия учителя являет собой неприкрытую правду жизни и совмещена с настоящим цинизмом и иронией. Но учитель не должен убить в ученике веру в разумное, доброе, вечное! Ребенок, в мировоззрении которого не осталось места для сказки, уже никогда не признает над собой других, никогда не увидит в жизни света. Своим неверием учитель убивает веру у своих подопечных. А это страшнее даже, чем недодать ученику некоторые знания.
«Учитель» — это звание всегда звучит гордо. Учитель должен быть таковым не по профессии, но по призванию. Человек, который не любит свою работу, не умеет отдавать ей себя без остатка, не сможет делать её по-настоящему хорошо. А воспитание детей, заложение в них первых ростков нравственности – столь тонкая работа, что к ней нельзя подходить небрежно, «спустя рукава». Как сказал Василий Сухомлинский: «Учение — это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием». В работе учителя не может быть небрежности, упущенных моментов, все сказанное и сделанное им является очень важным.
В России положение учителей является незавидным. Людей, идущих этим путем, можно практически считать живыми героями. Маленькие зарплаты, нестабильность, нечестность «власть предержащих» — лишь малый список всех опасностей, поджидающих учителя. А ведь, чтобы пойти работать учителем, требуется немалый багаж знаний, достоинство, честность по отношению к себе и детям. Если прибавить ко всему этому вышесказанное – учитель получается практически идеальным человеком, этаким «флагманом эпохи», совмещающим в себе древнюю мудрость, незыблемые принципы и нравственный стержень.
Итак, к чему же мы пришли? Прежде всего, учитель должен давать знания. Но, помимо этого, он должен обладать силой личности, искренностью, принципиальностью и честностью. Он всегда сумеет ободрить ребенка, наставить его на путь истинный, и час, когда уже взрослый ученик подойдет и скажет ему «спасибо», будет для него высшей наградой. Учитель – вечная профессия. Только со смертью человечества она канет в лету. И, как это ни странно, именно с деградацией профессии учителя, человечество умрет, не в силах больше передавать накопленные знания от себя к себе. Давайте мы все вместе попытаемся сделать так, чтобы такого не случилось. Давайте уважать учителей, помогать им всем, чем только можно. И тогда, возможно, учителя станут теми великими героями, какими мы все будем их видеть.
Напоследок я хотел бы представить одну картину. По ровной, широкой глади моря плывет прочный корабль. На нем стоят дети, вглядываясь в даль, понимая, постигая жизнь. На носу корабля стоит учитель, он же капитан и штурман на этом корабле. Позади корабля остаются серые пустыни и голые холмы. Впереди – череда немыслимых, фантастических образов, через которые пройдет корабль, прежде чем пристанет к другим берегам. Там будут царить безмятежность и счастье, ничто не сможет омрачить идиллических пейзажей, нарушить спокойствие зеленых полей, голубых небес. Море – это Вечность. Два берега – это Прошлое и Будущее. Учитель всегда будет вести корабль с Детьми по морским пучинам, не меняя курса на Будущее. Будут меняться лишь лица, сама суть никогда не изменится. Учитель был, есть и навсегда останется профессией на века!