Найти тему
Московские истории

Тверская площадь: по углам дремали будочники с алебардами, а по ночам гнали гурты скота

Тверской, Тверская — слова эти по умолчанию обозначают бульвар и улицу, и мало кто вспомнит о существовании в Москве Тверской площади. Может, оттого, что долгие годы — с 1918-го по 1993-й — она называлась Советской. Или потому, что никакими особыми пространствами не отличается, не имеет центра, а является по сути просто Т-образным перекрестком со сквером, местом, где Столешников переулок выходит на Тверскую улицу.

Опознавательных знаков у Тверской площади два: красный нарядный дом, где сейчас располагается мэрия, и памятник Юрию Долгорукому, который, кажется, стоял здесь всегда. Но претендентов на его место было предостаточно. В общем, вот вам история площади и ее памятников.

-2

Дворец генерал-губернатора, тот самый, нарядный, появился здесь в 1873 году. Строивший его Матвей Казаков предлагал устроить перед зданием плац для торжественных воинских церемоний, построить два домика кордегардии (для караулов) и все это дело обнести оградой. Двор князей Долгоруких, что находился на месте нынешнего сквера, выкупили, строения снесли, а с остальным дело застопорилось. Площадь стали называть «казенное пустопорожнее место». Позже здесь все же был воздвигнут столб с эмблемой генерал-губернатора и стала производиться ежедневная смена воинских караулов. Но более ни в чем торжественности месту не прибавилось: площадь окружали заборы, за которыми находились сады и огороды. В будках по ее углам дремали будочники с алебардами, а ночью окрестности оглашало мычание – гнали гурты скота.

-3

В 1823 году за плацем возвели здание с колоннадой и каланчой. Там разместились полицейская часть, пожарное депо, гауптвахта и тюрьма. В отдельных камерах содержали государственных преступников, окна их смотрели как раз на дом губернатора.

Дальше началось время Скобелева. Герой русско-турецкой войны в конце XIX века был необыкновенно популярен. Михаила Дмитриевича прозвали Белым генералом, когда никаких «белых» и «красных» еще в помине не было: за белую лошадь и белый мундир. Его портреты стояли рядом с иконами чуть ли не в каждом доме, его именем называли конфеты, пряники и папиросы, ничего удивительного, что и Тверскую площадь назвали Скобелевской и поставили в 1912 году здесь ему памятник.

-4

Простоял он недолго — до 1918 года, когда 4-метровую бронзовую фигуру генерала в окружении бойцов, в соответствии с декретом «О снятии памятников царям и их слугам», распилили и отправили на переплавку. Самого Скобелева объявили «поработителем и угнетателем трудящихся масс братского востока».

Площадь стала называться Советской, и на ней был воздвигнут новый, соответствующий времени памятник - Обелиск Советской Конституции, 26-метровая кирпичная стела. Через год к ней к ней присоединилась статуя Свободы (была, была и у нас своя Свобода), Прообразом ее послужила древнегреческая Ника, моделью – племянница Станиславского Вера Алексеева, а материалом – бетон с добавлением мраморной крошки. Уже к 1930 году монумент потерял товарный вид — чай не бронза, но еще с десяток лет крылатая Свобода считалась символом города и размещалась на гербе. Фигура стояла лицом к Моссовету, на эту тему ходил анекдот: «Почему «Свобода» против Моссовета? Потому что Моссовет против свободы!». И все-таки из-за «несоответствия архитектурному облику площади» весной 1941 года бетонный символ взорвали. От крылатой фигуры осталась только голова, она хранится в Третьяковской галерее.

-5

В 1947 году на Советской площади был заложен камень, гарант установки нового монумента — «основателю Москвы» князю Юрию Долгорукому. К тому времени уже были известны результаты конкурса, в котором победил скульптор Сергей Орлов. Но дело по разным причинам затянулось, памятник был открыт только в 1954 году.

Казалось бы все, успокоились. Но площадь, по словам поэта Анатолия Мариенгофа, меняющая памятники, как меняют мужей современная женщина, успокаиваться не хотела. Орудием волнений послужили старые большевики, потребовавшие освободить главную площадь социалистической столицы от памятника «представителю эксплуататорских классов», и князь чуть было уже не переехал в Новодевичий сквер, чтобы освободить место все тому же монументу Свободы. Но в том самом 1964 году власть внезапно переменилась - был снят первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев. Стало не до Долгорукого. Так он на площади и остался.

-6

Опального Белого генерала после перестройки реабилитировали, и в 1999 году памятник решили вновь воздвигнуть, но место на Тверской уже было плотно занято Юрием Долгоруким. Хотели, было, отправить Михаила Дмитриевича в Южное Бутово, где его именем уже успели назвать улицу и станцию легкого метро, но от идеи отказались: «Думаю, Скобелев в Бутове не бывал и о существовании такой деревни не знал», – прокомментировал решение депутат Мосгордумы Александр Крутов. Потом, в 2007 году, пообещали открыть памятник в Ильинском сквере на Китай-городе, но не сложилось. В итоге скульптура была установлена только через семь лет, в 2014 году, напротив Академии Генерального штаба Вооруженных сил РФ, на проспекте Вернадского. Бывал ли Михаил Дмитриевич на проспекте Вернадского, история умалчивает.

Фото Елены Головань и с сайта ретро-фотографий pastvu.com