Французский Блуа стал частью моего первого (и, надеюсь, не последнего) автостопного путешествия по Европе. После многолюдного и пропиаренного Парижа, где все достопримечательности осматриваются поверх галдящих китайских голов, этот небольшой городок на берегу Луары стал для меня настоящей отдушиной. На трассе, ведущей из французской столицы в Блуа, мы стояли недолго – автостопщиков хорошо принимают в этих краях, и нас довольно быстро подобрал радушный негр с белоснежной не сходящей с лица улыбкой. Наконец пункт назначения достигнут, мы заглянули к нашему хосту[1] облегчить рюкзаки и отправились в супермаркет за местным сыром. Прельстившись низкой ценой, выбрали местный Камамбер. С этим скромным завтраком мы пошли на набережную Луары, которая оказалась, к нашей радости, не слишком облагороженной – на лесистом берегу, заросшему невиданными в России желтыми полевыми цветами, резвились белые кролики (местные заменители белочек в московских парках). Любуясь противоположным берегом под чириканье французских пташек, мы открыли деревянную упаковку Камамбера и зажали носы – настолько неожиданным оказался его резкий запах (чтобы не сказать «вонь»). Впоследствии мы несколько раз давали понюхать сыр местным, сомневаясь в его свежести. В ответ они лишь заливались смехом и любовно называли местные сыры «немного крепкими в плане аромата».
После этой скромной трапезы мы отправились обследовать город, который раскрылся перед нами во всей своей прелести. Блуа рассечен Луарой на две части, по стилю похожие друг на друга, как две капли. Вид с возвышенности – в целом вполне типичный для европейского города, но в то же время — особенный своей скромностью и камерностью: одноэтажные фахверковые домики с покатыми крышами поэтично отражаются в Луаре, простой каменный мост через реку и пронзающие небо шпили неизвестных католических соборов (будто бы спроектированные по принципу «меньше излишеств – ближе к богу»)… Мы словно оказались в средневековой провинции, где каждая архитектурная деталь функциональна, но не лишена своей обыденной прелести. Никакой патетики и помпезности. Никаких реконструкций Великого переселения народов в виде туристических толп. При чтении этих строк в представлении читателя может возникнуть аскетичный и примитивный в архитектурном отношении город. Спешу заверить – он совершенно не таков. Эта простота – живая, уютная и домашняя; за каждым домиком встает образ его жителя. Должно быть, вот в этом зимними вечерами семья собирается перед камином с потрескивающим огнем, а вон в том, с живой изгородью вокруг, живет поэт или художник. Все эти домики похожи друг на друга, но в то же каждый по-своему уникален. Между ними снуют спешащие по своим делам местные жители, многие – на велосипедах, столь популярных в европейских странах. Неосознанно рука ищет в рюкзаке коробку с акварелью, и с сожалением вспоминаю, что забыла ее в очередной парижской кофейне. Поэтому ограничиваюсь лишь несколькими фотоснимками, дав себе зарок написать по ним картины, как только окажусь дома.
Самое известная достопримечательность Блуа – это, конечно, его замок (к слову сказать, изначально наше путешествие было посвящено именно осмотру знаменитых замков долины Луары, приправленному языковой практикой и акварельными набросками местных пейзажей). В стиле Блуаского замка (самого крупного из замков Луары и занесенного в список ЮНЕСКО) – все та же прелесть средневековой простоты, приправленная, впрочем, определенной долей изысканности. Недалеко от него – так называемый «Дом магии» — любопытный музей, значительная часть экспозиции которого посвящена французскому иллюзионисту Жану-Эжену Роберту-Удену. В определенные часы он забавляет нечастых туристов головами драконов, которые высовываются из окон здания и крутятся из стороны в сторону. Оказавшись в музее, особенно интересно посмотреть на прототип современных комнат страха – изобретение Роберта-Удена. На голову посетителю надевают специальное зеркало, установленное так, чтобы свисающие с потолка «страшилища» казались вырастающими из земли. Удивительно, что французских мещан XIX века этот нехитрый трюк мог напугать – сейчас он кажется посетителям детской забавой, а об отсутствии ограничений по возрасту и состоянию здоровья не стоит и говорить.
На следующее утро мы автостопом отправляемся с вместе нашим хостом (хлебосольным аргентинцем, отпаивавшим нас традиционным матте) в соседний замок Шамбор, потом наш маршрут лежит в Амбуаз (с паломничеством на могилу Да Винчи), в Орлеан на праздник Жанны Д’Арк, молодежный Брюссель и немножко «совковые», но очень душевные города Прибалтики… Но, как говорится, это уже совсем другая история.
[1] «Хосты» люди — которые бесплатно принимают у себя дома людей (в том числе незнакомых) из других стран и городов.
Еще больше интересных статей читайте в моем блоге про искусство: https://paintingrussia.com
Не забывайте лайкать записи и подписываться на канал, чтобы я знала, что пишу не в стол ;)