Найти в Дзене
ЗОЖ для умных

Теория эволюционной рассогласованности

Многие её знают, разве что не все в курсе, что она так называется. Зато она объясняет львиную долю наших проблем, связанных с поведением и злоупотреблениями. Почему люди так любят сладкое, почему их тянет к вредной еде, почему стремятся есть больше, чем реально нужно, почему ленятся заниматься спортом и делают много других вещей, которых сами хотели бы не делать, которые портят здоровье? Всё дело в том, что биологическая эволюция человека сильно, безнадёжно отстала от социальной. В нашем организме продолжают работать физиологические механизмы, сохранявшие нам жизнь во времена совершенно иного устройства мира. Так, организм помнит, что сладкий вкус — это признак наличия в продукте глюкозы, а глюкоза — источник энергии. Глюкоза быстро высвобождает энергию, помогает и двигаться, и думать. Глюкоза — это очень хорошо и очень редко, потому что в природе сладости практически не встречаются. Разве что в ягодах и фруктах (да, там фруктоза, но сути происходящего это не меняет). Человек ест сла

Многие её знают, разве что не все в курсе, что она так называется. Зато она объясняет львиную долю наших проблем, связанных с поведением и злоупотреблениями.

Почему люди так любят сладкое, почему их тянет к вредной еде, почему стремятся есть больше, чем реально нужно, почему ленятся заниматься спортом и делают много других вещей, которых сами хотели бы не делать, которые портят здоровье?

Всё дело в том, что биологическая эволюция человека сильно, безнадёжно отстала от социальной. В нашем организме продолжают работать физиологические механизмы, сохранявшие нам жизнь во времена совершенно иного устройства мира.

Так, организм помнит, что сладкий вкус — это признак наличия в продукте глюкозы, а глюкоза — источник энергии. Глюкоза быстро высвобождает энергию, помогает и двигаться, и думать.

Глюкоза — это очень хорошо и очень редко, потому что в природе сладости практически не встречаются. Разве что в ягодах и фруктах (да, там фруктоза, но сути происходящего это не меняет). Человек ест сладкое — механизмы вознаграждения в мозгу реагируют выбросом соответствующих нейромедиаторов. Человек испытывает удовольствие и формирует зависимость — тягу к сладкому.

Проблема в том, что он давно не живёт в дикой природе, и ему доступны дешевые продукты с огромным количеством чистого сахара. А организм по-прежнему считает сахар редкой ценностью, которой надо хватать сколько унесёшь и приходить опять, пока не кончится.

Аналогично — с жирами. Жирная пища кажется вкусной потому что она ценна для живущего суровой пещерной жизнью древнего человека. Она согревает, обеспечивает насыщение, жиры участвуют в выработке половых гормонов и позволяют размножаться.

Аналогично — с едой вообще. Если уж дорвался, ешь сколько влезет. Человек полетел в космос, изобрёл айфон и научил говорить обезьяну, но до сих пор не может убедить свой собственный мозг и тело в том, что вокруг него изобилие, не надо, пожалуйста, ничего запасать. Мозг всё равно настаивает, чтобы он ел, а тело заботливо откладывает каждую лишнюю калорию в жир. Потому что МАЛО ЛИ ЧТО ВДРУГ ЗАВТРА ВОЙНА!!1

Другая группа механизмов заставляет человека экономить энергию. Лень, прокрастинация, нежелание ходить в спортзал или готовиться к экзаменам — всё это когда-то ценные стратегии экономии усилий, позволявшие выложиться по-полной когда реально прижмёт.

Есть и другие механизмы, связанные с активностью, общением, размножением и прочими аспектами жизни. Попадалась мне где-то красивая аналогия устройства мозга современного человека: это гиганская неповоротливая древняя ящерица, тупой динозавр, на спине у которого сидит обезьяна и пытается им управлять, а уже на шее у обезьяны сидит маленький слабый, но умный человек, и пытается управлять уже ею.

Понятно, что рулить этой конструкцией с помощью грубой силы бесполезно. Только тонкие манипуляции, самодрессировка, самообман и прочие хитрости. Когда не хочется идти на тренировку, сказать себе “да мы только до спортзала дойдем, а если так уж лень, тренироваться не будем”, а потом “ну мы легонько так только первое упражнение сделаем, раз уж пришли”. А там уже выброс эндорфинов, адреналина и тестостерона создаст настроение выполнить тренировочный план до конца.

Нет жизни без сладкого — используем сахарозаменители. В продуктовые магазины не ходим на голодный желудок, а ходим сытые и со списком. Питаемся часто небольшими порциями, чтобы организм думал, что еды вокруг навалом, и не рвался всё подряд запасать.

Невозможно заставить себя готовиться к экзамену, учить что-то, писать или читать? Никакой прокрастинации, на тупое листание соцсетей на самом деле тратится уйма нервной и мысленной энергии. Сидеть ровно, смотреть в пространство и запрещать себе делать всё, кроме того, что нужно.

И так далее. Всё это даже по-своему весело. Подумать только, у каждого из нас есть домашнее животное, взбалмошное, но сообразительное, с огромными способностями к адаптации и выработке нужного поведения. Его только надо дрессировать и поощрять, знать, как устроено его тело и психика и использовать это устройство, а не ломать его или игнорировать.