До того как началась Вторая мировая война ни одна страна на планете не могла бы похвастаться своим тяжелым танком. СССР был исключением. В красной армии на вооружении были тяжелые машины.
Назначение тяжелых танков
Война является самым трудным испытанием и работой для каждого солдата. Пехота роет себе окопы, которые помогут выжить. Насколько хорошо сделано укрытие, ровно настолько больше шансов выйти из боя живым. Но у каждого рода войск своя специфика. Авиация имеет в своем арсенале истребители, штурмовики, которые уничтожат конкретную цель на земле. Для массированного удара требуется бомбардировщик.
Танки также делятся на классы. Легкие машины удобны для быстрых маневров. С помощью таких танков противника можно окружить, молниеносно разбить изнутри. Но существуют ситуации, когда на пути стоят тяжелые укрепления и линия обороны, которую разбить легкими танками не удастся. Тогда в бой вступают тяжелые танки, которые мощным ударом в лоб могут разрушить крепкую оборону. Такие машины могут нести за собой огромные разрушения.
Война в Финляндии поспособствовала применению экспериментальных тяжелых машин СМК. Один танк был поврежден миной. Экипаж танка не погиб, пришлось только вылезти из машины. Этот момент можно признать первым применением танков нового типа.
Советская военная политика и тяжелый танк
В оборонной промышленности СССР ничего не происходило необдуманно. Сталин не мог приказать построить новую боевую машины просто по своему личному желанию. Если бы так принимались решения, то банально не хватило бы средств. Можно определенно утверждать, что все решения, принимаемые в то время, имели конкретное обоснование.
Работу над новым танком начали в 1939 году, опираясь на одно из постановлений, которое было утверждено в 1938 году. Государственный комитет обороны был уверен, что бои в грядущей войне будут проходить на вражеской территории. Исходя из этого, было выбрано соответствующее ТЗ. Тяжелые танки должны были разбить линию обороны, а за ними уже должны пойти танки легкого типа. Такая стратегия в дополнении поддержки с воздуха подразумевала очень малые потери солдат и машин.
Работа конструкторов
Одним из проектов конструкторов был танк Т-100. Разработка велась на заводе №185, и руководил проектом Ермолаев. Концепция танков того времени заключалась в том, что башня у танка должна быть не одна. Танк СМК на финальных этапах разработки получил слишком большой вес, и было принято решение не ставить три башни, а использовать две. Данное решение помогло улучшить ходовую часть и усилить броню машины.
После, сочли правильным, избавится еще от одной башни и поменять карбюраторный двигатель на дизель. Сами того не зная команда конструкторов Военной академии механизации имени Сталина разработала оптимальный вариант танка тяжелого типа. Иностранные разработчики остались позади, и вместе с этим появился танк КВ-1.
Строительство танков
Завершать работу над танком с одной башней выпала честь конструктору Духову Н.Л. Данная работа над КВ-1 была выполнена качественно и в срок. В августе две тяжелые машины СМК и КВ были построены. На вооружение танки встали быстро исходя из необходимости использования в Финляндии. Так и пошел в свой первый бой КВ.
Период между войнами
В 1940 году КВ был поставлен на конвейер в двух версиях. В Челябинском заводе и в Кировском происходило их строительство. Конструктора продолжали работы над танками, в боях были выявлены недостатки, которые требовалось устранить. Осенью этого же года планировали выпуск более мощной машины, с броней 90 мм и 85 мм пушкой. Далее в планах был танк с защитой 100 мм. Такие машины были под секретными названиями: объект 220, 221, 222.
Конструкция
Советское танкостроение применяло довольно прогрессивные методы. Никто уже не использовал клепочный способ соединения металла, применяли исключительно сварку. Башня немного позже изготавливалась цельнолитым изделием. Броня была 75 мм, а позже и 105 мм. Этого было вполне достаточно, ведь в 1941 году бортовые немецкие пушки не могли нанести урон такому танку.
Общая конструкция была классической и использовалась потом многими конструкторами мира. Карданного вала не было, мощный двигатель, а также особенность танков СССР это наклон брони. Пушка была калибра 76 мм.
Ходовые характеристики
Основным двигателем являлся В-2К, который имел 500 л\сил. Недостатками обладала трансмиссия. Очень часто происходил отказ из-за несовместимости с усилиями, которые требуются для изменения скорости тяжёлого танка. Очень часто отказывали первая и вторая передача. (из 5)
Ходовая часть состояла из подвески торсионного типа. Гусеницы не имели провисаний благодаря каткам-роликам. Для того, чтоб машина ехала тише, первое время ролики были покрыты резиной, но в 1942 году это стало дорого. Для снижения нагрузки на землю были установлены широкие гусеницы 700 мм.
Оружие
Коктейль Молотова стал довольно неприятным оружием, так как танк не был защищен огневыми точками. Проблему решили, и было установлено 3 пулемета, один пулемет смотрел в хвост машины. Другое орудие обеспечивало прикрытие с воздуха. Место внутри танка для боекомплекта было вполне достаточно. Комплект состоял из 135 снарядов и 2770 патронов. Присутствовали телескопический и перископический прицелы.
Экипаж машины состоял из 5 танкистов. Командир имел довольно удобный обзор изнутри машины. Была доступна связь с помощью раций 71-ТК-3 и ЮР. Танк имел внушительный вес 48 тонн, а скорость достигал около 35 км\час.
Немецкий «Тигр» и Советский КВ
Советский танк КВ не совсем удачно вошел в ход войны. Он имел довольно малый спрос, ведь бои показали, что Т-34 более подходящая машина для наступления. Также появился танк ИС, который был предпочтительней.
В конце 1942 года на арене войны появился «Тигр». Машина медленная и неманевренная, но вот орудие доставляло огромные проблемы танкам СССР. Калибр грозного орудия был равен 88 мм. «Тигр» мог стрелять на большое расстояние и пробивать броню противника. В то же время, имея толстую броню, стрельба противника на расстоянии была бесполезной, «Тигр» мог оставаться не вредим. В 1943 году три немецких «Тигра» стреляя с расстояния, поразили без проблем 10 машин КВ-1.
Хоть КВ полноценно и не прошел всю войну, но свою лепту для победы внес. Множество памятников и монументов с изображением данной машины существует на просторах бывшего СССР.
Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 - палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас .