Интерактивное кинцо геймеры не особо жалуют, а тут еще и клешированный молодежный хоррор. Но настолько ли он банальный?
Лично мне интерактивные драмы (так уж принято их называть) заходят на ура. Ну люблю я одиночные игры с крутым захватывающим сюжетом и живыми героями. А тут практически целое большое кино, где ты влияешь на сюжет и судьбу героев. Но драмы драмами, а у нас тут молодежный хоррор затесался от Supermassive Games, для которых это первый настолько крупный проект. Игра выходила 3 года назад на PlayStation 4, но вот я, Владимир LV, впервые прошел ее не так давно. Поэтому спешу поделиться своим вердиктом для тех, кто по каким-то причинам не играл, и тех, кто хочет вспомнить о ней и сравнить свою оценку с моей. Так что же такое Until Dawn и нужны ли нам такие интерактивные хорроры?
Фишка у Until Dawn все та же, что и у Heavy Rain или Fahrenheit - ваш выбор влияет на судьбу героев и на конец истории, отчего финалов в игре может быть несколько. Но вместо напряженного триллера у нас тут не менее напряженный хоррор и разработчики сделали интересный акцент - дожить до рассвета. Именно от ваших удач или неудач в прохождении зависит кто доживет до конца, а кто нет. Выжить могут все, также как и умереть, причем практически в любой момент. Практически - ведь не стоит забывать, что перед нами все же кинцо (хоть и не люблю это слово), а это значит куча катсцен и диалогов и куча ходьбы с подбиранием и рассматриванием предметов. В этом, кстати, вся формула этого жанра: смотришь катсцены, участвуешь в диалогах, ходишь по локации и взаимодействуешь с предметами, ну и потом "Бац!" понеслась QTE. Как раз в этих кутэешках и возможно убить персонажа. Ну знаете, бежите от монстра, споткнулись, упали, умерли. Классика!
Но и тут не все так просто. "Эффект бабочки" - этой фитчей вас будут кормить с начала игры и она как ни странно работает. Суть в том, что ваши действия влияют на будущее и это не одно и тоже, где ты QTEшку не сделал и убил героя. К примеру, герой в определенный момент не сходил в определенное место, где был спрятан топор. Чуть позже или вообще в другой главе на него нападают и, о боги, ему теперь не чем защититься и он погибает. Или например, один персонаж чем-то обидел другого и тот, в определенный момент не впустит его укрыться от опасности и тот погибнет. И таких разных ситуаций хватает и что самое главное они реально работают. Сделано интересно и добавляет вариативности, отчего осознаешь, типа "а-а-а, я там что-то не сделал и у меня герой умер. надо будет перепройти потом и попробовать по другому". И ведь ты не знаешь когда и какой момент может на что-то повлиять. Это и заставляет тебя стараться играть внимательно и аккуратно, но кто знает как ты себя поведешь в критичной ситуации))
В общем, как интерактивное кинцо игра сделана отлично, но вот как хоррор... Я даже не знаю, правильно ли называть ее хоррором, потому что, кажется, напугать она вас не хочет. Ну ладно, ладно, это уже дело каждого, для кого-то ведь и Outlast страшный)). Забавно то, что игра действительно местами пугает, но совсем не привычными элементами. Как раз таки напряжение в QTE сценах заставляет тебя нервничать, а сердце колотиться. Но у меня так было и в Heavy Rain, а он явно не хоррор)) Такая уж особенность у жанра интерактивная драма.Есть и еще одна особенность - вариативность и реиграбельность. Из-за кучи концовок и разных путей прохождения такие игры хочется перепроходить и стараться делать это по-другому, а не так как в первый раз. Исправишь ли ты свои первые ошибки, убьешь ли ты всех, либо выживет 1-2 человека или все? А может ты захочешь выбить платину на Ps4, что кстати не так сложно (я же выбил) и будешь собирать все записки, тотемы и выполнять все остальные условия для достижений. В общем, вы по-любому будете играть в Until Dawn несколько раз.
Кстати, об этих записульках и тотемах, есть тут небольшие претензии с моей стороны. По локациям разбросаны разные тотемы, которые немного открывают завесу будущего для героя и игрока. То ли кто-то может умереть, то ли выжить, то ли действие какое-то важное совершить. И вот порой это самое предсказание показано так, что хрен поймешь что это, когда это будет и что черт возьми мне нужно будет тут сделать??? Потом уже, когда ты сделаешь, до тебя дойдет, что "а-а-а вон что мне показывали", но будет уже поздно))
С графической стороны игра прекрасна. Вот правда, все атмосферно, темно и реально графонисто. Герои как живые и технология захвата движений явно не последней модели)) Каждую эмоцию, каждую морщинку на лице видно. Хотя, бывало они такие гримасы строили, что хрен пойми то ли ему больно, то ли смешно. Окружения тоже хороши: леса, горы, снег, заброшенная лечебница - все выглядит круто. Даже какие-то частички постоянно в воздухе летают (будто споры из Last of Us). Надо не надо, пофиг, красиво же)) Но и тут есть ложка дёгтя, даже скорее ложечка, такая, чайная... Был момент, когда в горах на дальнем плане была явно обычная картинка, причем такая халтурная. Знаете, как на картах в CS 1.6. на фоне хрен знает что размытое было, вот типа такого. И ведь обидно, такие мелочи и нельзя было исправить? Самое забавное это то, что игра видать получилась настолько мощной графически, что сама PS4 местами ее не тянула, а это, на минуточку, эксклюзив.
Это, наверно, самая главная составляющая данного жанра. Что там с историей, ее подачей и героями? Плохо? Ну, и да и нет. Завязка истории -реальное клише молодежных хорроров, полная нелогичностей и фейспалмов. Группа студентов приезжают в хижину в лесу, чтобы оторваться. Су-у-у-ка, уже плохо да? В результате погибают 2 сестры и потом, спустя год, эти же студенты возвращаются, чтобы почтить их память и-и-и оторваться вновь. Ну да, в прошлый раз же не вышло, поумирали тут, сучки, все испортили. Ну и разумеется начинает происходить страшная чертовщина, из-за которой может погибнуть любой из 8 героев. И знаете, первое время вам точно будет казаться, что это просто винегрет всего: маньяки, ловушки и испытания, как в фильме "Пила", призраки, монстры. Прям реально "Хижина в лесу"(кто смотрел, тот поймет). И слава богу, это не так. В этой истории не все так просто и даже имеются 2 сюжетных твиста, причем первый так себе, ведь угадывается быстро, а вот второй совсем неплох. И ведь от того, как внимательно ты будешь играть зависит количество деталей, которые ты узнаешь и поймешь. А для этого нужно постоянно везде рыскать и искать так называемые "улики". И хоть история не блещет гениальностью или оригинальностью, в ней хотя бы прослеживается адекватная логика. Не везде, фейспалмов вы словите и все благодаря кому? Ну? Кто обычно бесит в молодежных ужастиках-слэшерах? Правильно, герои!
И это просто классика, потому что у нас тут собрались все персонажи-шаблоны из американских хорроров: красавчик-качок, секси тпшка, стерва, забавный ботан, негр, псих, тихоня и героиня, самая адекватная из всех. Но знаете, что Until Dawn смогла сделать, чего не смогли почти все молодежные хорроры в кино? Развить персонажей и показать их с другой стороны. Причем, несмотря на то, что многие аспекты характеров диктует игра, на многое в героях влияет именно игрок. В кои то веке, мы можем повлиять на разумность этих дегенератов, которые в кино обычно разделяются, идут в темные места и дохнут от тупейших решений. И тогда герои реально на глазах превращаются из идиотов в разумных существ и многим начинаешь сопереживать и стараться не допустить их смерти. Хотя есть там одна сука, которая реально до рассвета не доживет, потому что я специально ее убью! Боже, как она меня бесила, уверен вас тоже (ниже изображение).
Но герои никто без актеров. А актерский состав тут внушает: тут и Рами Малке из сериала Мистер Робот, Хэйден Панеттьер из Героев, ну и красавец Петер Стормаре (Люцифер из моего любимого "Константина") и другие сериальные актеры и, знаете ли, отыгрывали они на уровне. Пусть и дебилов, но их тоже нужно уметь играть. И дело не только в их поступках и поведении. Диалоги тут тоже местами "шедевральные". И ведь ругаться тут бессмысленно - разрабы явно сделали это специально, чтобы все было, как говориться, по канону. Ну принято уж в американских ужастиках показывать тупую молодежь, которую потом маньяк убьет. А до этого они обязательно будут по-тупому шутить, разыгрывать друг друга и думать только о сексе (ох уж эта молодежь). И ничего тут не поделаешь, ибо так принято, такой жанр. Но главное тут то, что в сочетании с вариативностью данного интерактивного жанра этот, казалось бы, туповатый хоррор становится крутой историей, где ты волен сам решать, как будут вести себя герои, переживать за их судьбы и пытаться их спасти всех (ну почти). В такие критичные моменты, даже сам задумываешься - неужели я бы также вел себя по идиотски на их месте? Кто знает))
Сочетание интерактивной драмы и хоррора оказалось вполне удачным. Я бы даже сказал, они будто созданы друг для друга. Ведь даже клешированный хоррор в купе с возможностью влиять на судьбу героев и общей истории становится интересным и увлекательным, а красивая графика и актеры только прибавляют плюсиков в копилку качества. Until Dawn доказал, что такие игры не просто имеют место быть, но даже хочется, чтобы такое разрабатывали почаще. А Supermassive Games доказали, что это их жанр и, надеюсь, они продолжат в том же духе и выдадут в скором времени что-то еще более крутое.