Ощущение полёта, бесконечных возможностей и перспектив, энергия переполняет, а впереди – бесконечность. Примерно так чувствуешь себя, впервые выходя в море на парусной яхте. Или приступая к решению очередной «невозможной» маркетинговой задачи. И это ещё не все совпадения.
Расстановка сил. Если владелец яхты и капитан – это два разных человека, то их роли чётко распределены. Владелец ставит цели – обогнать всех конкурентов и выиграть регату, обогнуть мыс Доброй надежды не позднее июля или добраться до Канн точно ко времени старта фестиваля. А маршрут, количество топлива, выбор лучших марин – это вопросы, которые, вместе со многими другими, решает капитан. Да, даже в том случае, если яхта стоит больше, чем капитан может заработать за всю жизнь. Как избавиться от страха, что капитан потопит яхту? Выбрать капитана, которому доверяешь или стать капитаном самому. Третьего не дано. В маркетинге так же – несмотря на широко распространённое заблуждение, маркетингом не может управлять кто угодно. И даже кто угодно адекватный. Это не зависит от должности, количества времени в бизнесе или степени близости родства с генеральным директором – только профессионализм, только хардкор.
Команда. Количество членов экипажа зависит от размеров яхты, её типа и степени автоматизации, а также от поставленных целей. Всё логично - для управления огромным парусным судном нужно гораздо больше людей, чем для управления компьютеризированным моторным катером, а для управления яхтой в круизе – меньше, чем такой же яхтой, но во время регаты. Так и автоматизация определённых процессов в маркетинге позволяет снизить количество людей в подразделении. Сервисы e-mail маркетинга, CRM-системы, шаблоны сайтов, специальные интерфейсы размещения он-лайн рекламы и аналитические системы – знание этих и других инструментов, отслеживание новинок и умение отбирать лучшее для своих задач позволяют делать больше, не увеличивая штат. Кроме того, у маркетинга перед яхтингом есть одно серьёзное преимущество – часть функций (как правило те, что не нужны постоянно и от которых не зависит финансовая стабильность бизнеса в целом) могут быть переданы на аутсорсинг.
Распределение ролей. Ещё до того, как будут отданы концы, каждый член яхтенной команды должен знать, что и в какой момент ему предстоит делать, будут ли у него напарники и по какой команде следует начинать. В море с этим строго – чуть замешкался и приходится чинить новенький парус. В маркетинге нечёткое распределение обязанностей редко приводит к мгновенным негативным результатам, зато в перспективе совершенно точно скажется не только на настроении коллектива, но и на эффективности всей работы.
Форс-мажоры. Первое, о чём рассказывают новичку на яхте – нельзя сидеть на крыше рубки, если яхта идёт под парусом. При смене галса резкое движение гика придётся точно по голове отдыхающего и, с большой вероятностью, тот окажется за бортом. Это – работа по предотвращению рисков. Второе, о чём говорят – если вы первым увидели человека за бортом, кричите об этом и указывайте на него пальцем до тех пор, пока к пострадавшему ни направится спасательная команда. Кидаться спасать самому не нужно – это сделают другие, ваша задача – постоянно фиксировать взгляд на человеке и палец в его направлении, чтобы не потерять потерпевшего из виду. Это – чёткая инструкция по поводу первой реакции в случае форс-мажора. Первая реакция – то, с чем люди справляются хуже всего, и поэтому делают глупости. Например, многих репутационных проблем можно избежать, всего лишь установив «правило одного окна», регламентирующее, что при обращении журналистов, любой сотрудник должен их вежливо, но настойчиво перенаправить к пресс-секретарю, не давая ни единого комментария по сути, каким бы срочным ни был вопрос и каким бы дружелюбным ни казался представитель четвёртой власти.
История о носках капитана. Согласно навигационным правилам, левый и правый борта судна имеют цветовую маркировку – красную и зелёную соответственно. Это и цвета ночных огней, и цвета, в которые окрашивают некоторые снасти. Поэтому иногда, перед особенно важными выходами, капитан и штурман надевают специальные носки – правый зелёный, левый красный. Смешно? Возможно, но в чрезвычайной ситуации сухопутное правило «всё, что может быть визуализировано, должно быть визуализировано» позволяет сориентироваться, не теряя драгоценного времени. В маркетинге об этом лучше всего осведомлены аналитики – ни что так не мотивирует на поиск новых решений, как график изменения трендов основных KPI перед глазами.
Всем удачного плавания и помните, что маркетинг – это, в том числе, умение собирать и адаптировать наиболее удачные практики из самых разных сфер.