Тех, кто знаком с советским Як-38 или британским Harrier, трудно удивить реактивным самолётом вертикального взлёта-посадки. Технические решения вроде отклоняемого вектора тяги и газовых рулей прижились и достаточно широко используются. Но всегда важно помнить о том, с чего всё начиналось. Именно поэтому, дорогой читатель, сегодня я расскажу о маленьком экспериментальном самолёте компании Ryan Aeronautical, на котором была впервые реализована концепция вертикального взлёта-посадки с использованием реактивного двигателя.
В 1944 году в воздух поднялся палубный истребитель Ryan FR-1 Fireball. Уникальность его конструкции была в том, что он обладал двумя двигателями - основным поршневым и вспомогательным турбореактивным. При определённом режиме полёта и после выработки части топлива суммарная тяга двух двигателей превышала вес этого летательного аппарата. Этот факт натолкнул инженеров Ryan Aeronautical на мысль о возможности создания реактивного самолёта вертикального взлёта-посадки. Заручившись поддержкой Бюро аэронавтики ВМФ США, Клод Райан даёт своим конструкторам зелёный свет и в 1946 году работа над проектом началась.
Первопроходцам всегда трудно. Не стал исключением и этот случай. Новая отрасль аэродинамики, нехватка тяги реактивных двигателей того времени, необходимость множества расчётов и испытаний в аэродинамической трубе. Разработка продвигалась медленно. Первые прототипы, получившие обозначение Model 38, военных моряков не особо впечатлили. Не убедила их даже демонстрация летающей модели, ведь компании требовалось ещё несколько лет на доведение модели до состояния летающего прототипа. А тут ещё и Корейская война началась, что увеличило военные расходы США и сократило расходы на исследовательские программы. В феврале 1953 года командование ВМФ США разрывает контракт и судьба проекта повисла на волоске. Но Клод Райан не захотел смириться с тем, чтобы 7 лет исследований пропало впустую, и пошёл на хитрый шаг - он предложил свой проект уже не флоту, а ВВС США. Вероятно, глава Ryan Aeronautical обладал хорошим даром убеждения и в августе 1953 года проект официально был возобновлён. ВВС США заключило контракт на постройку двух экспериментальных самолётов, которые получили обозначение Х-13 Vertijet. Так и начинается история нашего героя.
Команда инженеров-конструкторов под управлением Кёртиса Бейтса смогла за полтора года подготовить чертежи и построить первый экземпляр самолёта. Для новой машины выбрали аэродинамическую схему "бесхвостка". Учтя неудачный опыт с двигателями производства США, для Vertijet взяли британский турбореактивный двигатель Rolls-Royce Avon RA.28, который обеспечивал необходимую для вертикального взлёта мощность. Сопло двигателя было сделано поворотным (для управления вектором тяги), также присутствовали газоструйные рули, помогавшие выполнять развороты с креном. Расчётная максимальная скорость - 560 км/ч, потолок полёта - 6 километров, дальность - 307 километров. Шасси у X-13 Vertijet ставилось только для первых горизонтальных взлётов. По задумке конструкторов самолёт должен был взлетать и садиться только вертикально с использованием специальной платформы, перевозимой грузовиком. Для выполнения исследований было построено 2 экземпляра Ryan X-13 Vertijet.
Испытания решиили проводить постепенно. 10 декабря 1955 года лётчик-испытатель Питер Жирард выполнил на Vertijet первый горизонтальный взлёт и посадку. После устранения замечаний, связанных с управляемостью самолёта, была выполнена ещё серия испытательных полётов. Настало время главного испытания - вертикального взлёта и посадки. 28 мая 1956 года на специальном испытательном стенде Жирард выполняет первый вертикальный взлёт. После успешной посадки лётчик отмечал хорошую устойчивость самолёта в вертикальном режиме. Начались приготовления к полноценному полёту с использованием стартовой платформы. Исторический момент настал 11 апреля 1957 года. Питер Жирард понял X-13 Vertijet вертикально в воздух, постепенно перевёл в горизонтальный режим полёта и совершил успешную вертикальную посадку по итогу. Наконец-то Ryan Aeronautical добилась успеха!
Несмотря на то, что Vertijet показывал отличные результаты во время испытательных полётов и был лишён недостатков, присущих винтовым самолётам вертикального взлёта-посадки, военные прекратили финансирование проекта. Причиной послужила сложность взлёта-посадки. Большинство лётчиков средней квалификации не справились бы с этой задачей, а переучивать их было бы расточительной тратой ресурсов. 30 сентября 1957 года X-13 совершил свой последний полёт. Оба построенных самолёта сейчас находятся в авиационных музеях в США. Ну а технологии изменяемого сопла нашли успешное применение на многих более поздних летательных аппаратах - Як-38, Harrier, Су-35, Lockheed Martin F-35 Lightning II и других.
Спасибо за внимание, дорогой читатель!
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал Основной аэродром. И вы точно не пропустите интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен 🛫