Недавно в моей жизни закончился очень важный этап. Я прошел StarCraft: Brood War.
Очень часто дополнения в играх являются чем-то незначительным и не стоящим своих 10 долларов - новая миссия, новый персонаж, пара-другая часов игры и все. Но только не здесь. Brood War принадлежит тем временам, когда помимо исправления баланса и добавления нескольких юнитов для каждой фракции в дополнении могли добавить целых 3 (!) полноценные сюжетные кампании. Мне кажется, что тем, кто сейчас делит игру на части с паузами между выходом в несколько лет, должно стать немного стыдно. Ну да ладно, не о них сейчас разговор.
В плане геймплея игра очень хороша, хотя большинство миссий в кампаниях немного однообразны - в начале миссии у вас есть небольшая база и отряд, а противнику принадлежит почти половина карты, потом вы развиваетесь, копите силы, отражая атаки разной интенсивности, и наконец сокрушительным ударом выносите врагу смертный приговор. Иногда у вас другие цели - довести героя или специалиста до определенной точки на карте или удерживать район или здание, но для этого чаще всего нужно снова разнести половину карты и уничтожить все живое в секторе. Все живое в секторе, кстати, обладает недюжинными интеллектуальными способностями - ИИ действительно хорош для 1998 года, хотя немного жульничает. Компьютер часто использует специальные возможности юнитов, комбинирует войска для атаки, с течением времени наращивает их мощь, а поскольку настройки уровня сложности в игре нет, приходится мягко говоря нелегко. Последние миссии для каждой фракции весьма напряженные, а кампания зергов так и вовсе предлагает вам сразиться с тремя противниками одновременно.
Отдыхом для головы и пальцев становятся миссии другого типа - в вашем распоряжении есть небольшой отряд, который должен выполнить поставленную цель. Протоссы, например, эвакуируются с родной планеты от вражеского вторжения, земляне (да-да, не терраны, а именно земляне, но об этом позже) направляют отряд спецназа, чтобы убить предателя, захватившего базу и важное оборудование, а зерги спасают родные ульи от уничтожения враждебными стаями. Несмотря на то, что эти задания довольно динамичные, служат они больше для того, чтобы расслабиться между серьезными битвами, - проиграть там практически невозможно.
В качестве интересного геймплейного решения стоит отметить миссии с возможностью выбора и их последствия. Сейчас этим никого не удивишь, но тогда это было как минимум ново, а как максимум - это был вызов для движка игры. Например, в кампании за терранов есть задание, где предлагается на выбор уничтожить вражеские ракетные шахты или оборудование для производства крейсеров. В зависимости от вашего решения в следующей миссии вы не услышите либо "Nuclear launch detected!", либо "Battlecruiser operational!". И еще один забавный, но уже скорее психологический, чем игромеханический момент. В одной миссии за зергов перед вами стоит задача - собрать 10000 минералов. Следующую миссию вы начинаете ровно с 10000 минералов. Понятно, что это всего лишь два числа, понятно, что технически они никак не связаны, но до чего же приятно чувствовать сопричастность событиям. Учитесь, разработчики!
Если подвести некоторый итог по геймплею, то он очень приятен. Миссии достаточно сложны, поэтому не только победа, но и игровой процесс приносят огромное удовольствие. Конечно, такого разнообразия, которое присутствует в кампаниях Starcraft II, тут нет, но это стоит списать на ограниченные технические возможности того времени. Кроме того, однообразие заданий вида "развей базу-создай армию-уничтожь все" в Brood War нарушается миссиями с отрядами, с выбором цели и заданиями на время. Выполнение одного из таких заданий быстрее на 5 минут, чем положено, дает доступ к бонусному уровню, раскрывающему некоторую часть сюжета (подумать только, завязка произошла аж 1998 году, а продолжение увидело свет в 2010). В общем, скучать не получится.
Сюжет тоже достоин внимания. Первая кампания посвящена попыткам протоссов выжить после потери родного мира. Во второй в сектор прибывает экспедиционный корпус Объединенного Земного Директората под командованием адмирала Жерара Дюгалла с целью вернуть отбившиеся от рук колонии, а также уничтожить все инопланетные угрозы. Помогает ему в этом советник по тактике вице-адмирал с типичным русским именем Алексей и типичной русской фамилией Стуков. В третьей кампании вы помогаете Саре Керриган объединить Рой под своим контролем и стать главной силой в регионе. Подача сюжета реализована через брифинги перед миссиями, редкие (по одному на кампанию) ролики, а также диалоги героев внутри миссий и заскриптованные сцены. Для 1998 года сделано более чем отлично.
Сюжет непрост - вчерашние противники регулярно становятся союзниками, а после пары совместных битв снова начинают враждовать, как любит Blizzard или Джордж Матрин. Стоит также отметить интересную вещь. Последнее время в фильмах, играх и книгах принято отказываться от черно-белой градации сторон - зло не такое уж злое, если приглядеться, а эльфы не всегда благородны и справедливы. Со Старкрафтом ситуация обратная. Во второй части вы сражаетесь за почти идеальных героев - Джим Рейнор устраивает революцию, борясь с кровавым тираном, алкоголизмом и чувствами к Керриган, Сара в общем-то делает то же самое, но без алкоголизма, а с зергами и местью, иерарх Артанис освобождает родную планету от жуткого Роя, а после герои вместе занимаются спасением Вселенной. В дополнении Brood War каждая из сторон преследует свои цели, и не всегда они совпадают с тем, что считается общепринятым добром. Да и вообще герои совершают больше ошибок и неприятных дел - убивают не того, кого стоило бы, подчиняются не тем приказам, стреляют во вчерашних союзников и т.п. В целом, если оценивать мораль, героизм и спасение мира, то первый Старкрафт более суровый, чем второй, а мультяшная графика последнего сильно мешает поверить в какую-то серьезность происходящего, выручают только сверхкачественно сделанные ролики.
Кстати, еще одна занятная черта игры - в Brood War игрок отождествляется с безымянными героями, в отличие от второго Starcraft. Мы по очереди становимся неизвестным вершителем протоссов, неназванным земным офицером и церебралом зергов. Чем-то такой подход напоминает Half-life - наш герой такой же разговорчивый как доктор Фриман и так же услужливо выполняет все данные ему поручения. Сделано это для большего отождествления игрока с персонажем или зачем-то еще, я не знаю, игру это не портит.
В целом, игра явно заслуживает 10/10. Отличный сюжет есть. Геймплей, хороший настолько, что по игре до сих пор проводят чемпионаты, есть. Отличная для 1998 года графика есть. А есть и новые HD-текстуры для тех, кому этого мало. Если вы готовы на некоторое время выпасть из реальности и отправиться покорять просторы сектора Копрулу, StarCraft: Brood War - идеальный выбор для убийства вашего времени.